ПРЕДИСЛОВИЕ
Приступая к изложению истории западной части Витебской губернии, заключающейся в трех уездах ее: Люцинском, Режицком и Динабургском, мы удерживаем для нее название, которым она называлась только в начале исторического времени Русского государства. Из многих исторических названий этой страны мы не решались придать к ней ни одного из них, так как они все оказываются случайными и не народными, тогда как название земли Варяжской Руси или Чудоронины оказывается основным ее названием.
Мы опасаемся, что читающей публике труд наш по названию, покажется смелой и рискованной выходкой, так как вопрос о варягах в современном литературном мире остается спорным и нерешенным. Однако, представленные нами новые выводы, мы старались выяснить основательными данными о Варягах, почерпнутыми из хорографий, легенд и эпоса, сличенных с литературными свидетельствами по этому предмету, для чего мы, в недавнее время, издали предварительный к настоящему нашему труду «Исторический очерк культурной хорографии земли Варяжской Руси», с приложением к этому очерку хорографической карты, указывающей Варяжские пункты по Европе и в описываемой нами стране.
Впрочем, задачею своего труда мы избрали не один доисторический период нашей страны: мы большее свое внимание сосредоточили на положении ее исторической судьбы, находящейся в более ближайшей связи с современной нашей жизнью и представляющей больший интерес. Хотя вообще в истории даются сведения о нашей стране мимоходом (______ т.е. сведения как будто о помимо исторических событиях), а почему она и представляет темный район для исторического исследования, о чем уже мы объясняли в предисловии к упомянутому очерку; хотя затем по объему своему, в составе Русской территории она представляет маленький, почти незаметный уголок земли: но она с испокон веков находилась в ближайшей связи с Русской землей, и в пределах ее разрешились самые важные вопросы Русской Истории, вследствие чего она и получает важное историческое значение.
Доказательства связи нашей страны с Русскою землей оказываются из доисторических памятников, легендарных и литературных свидетельств об этой связи, а также и из многовековой борьбы русского народа за ее принадлежность с народами, покушавшимися на отторжение ее от русской земли, а историческое ее значение раскрывается, как из значения мотивов этой борьбы, заявленных врагами нашими под девизами внесения к нам Веры и культуры, с которыми будто бы наша страна не была знакома до вступления их в нашу сторону, - девизами, измышленными для замаскирования захвата и присвоения ими нашей земли, так и из результатов этой великой борьбы, дорогих для нашего народа и отечества.
Раскрытие этих мотивов, доказательства фактически религиозных и культурных притязаний Латинской Пропаганды, руководившей вторгшимися в нашу страну народами, составляет передовую задачу исторического этого нашего исследования о судьбе нашей страны, с исполнением каковой задачи освещается панорама этой многовековой темной борьбы нашей страны и многосложных катастроф, постигших ее судьбу. Изучение этих мотивов, неуместности и дерзости замыслов Пропаганды составляет не легкую задачу, так как много фактов, много данных из деяний Пропаганды скрыты и извращены ею, с целью оправдания своих замыслов.
Да, эти замыслы были когда-то опасными и крайне враждебными для наших предков, которые для сокрушения их должны были вынести многовековую борьбу с Пропагандою! О, сколько жертв пало в ужасной борьбе с этою неодолимою гидрою, величавшеюся Крыжацким Законом! Весь район нашей страны с соседними уездами Псковской и Витебской губернии, буквально говоря, упитан священною кровью наших предков, отражавших внезапные вторжения фанатиков-крыжаков. Здесь каждый холм, каждый поток были свидетелями роковых событий прошлых дней. Все эти крыжаки, Немецкие рыцари, Литовские драбы и жолнеры, Польские копоньеры, адские легионеры и проч. агенты Латинской Пропаганды, укрепясь на высях нашей страны и в Ливонии, как хищные коршуны, терзали русскую землю в коварных нападениях и набегах на наши города и заявляли в силу этих своих случайных успехов притязания для себя на историческую славу, культурные заслуги и геральдические привилегии, покрывая, между тем, своих противников всякого рода клеветами и оскорблениями. Для отражения этих врагов, на борьбу с ними за неприкасаемость прав своего народа и наследственные свои права на нашу страну. Сами Венценосцы наши Монархи сходили со Своих высоких Тронов, чтобы предводительствовать своими ратями, направлявшимися на защиту нашей страны: и страницы ее бытописаний украшаются дивными, поучительными подвигами многих Русских витязей, покрывших свои имена незабвенною славою мужества и гражданских доблестей! Как велика и трудна была задача наших бойцов, на это указывают памятники этой борьбы в нашей стране, - масса враждебных твердынь, т.е. рыцарских замков, падение которых увенчало неувядаемыми лаврами сынов Русской Беллоны и служит триумфом славы наших предков. Быть может деяния героев нашей страны уступают громкой славе своих собратьев, которые приобрели ее, ратуя за отечество далеко за пределами его, напр.: под Цареградом, на Альпах, Кавказе и т.д.; однако ж подвиги героев, сражавшихся за неприкосновенность их родины, имеют больший интерес для народа, чем подвиги первой категории. В памяти народа не сохранились воспоминания о смелых подвигах Кульнева, свершенных им в Финляндскую войну, тогда как результат Клястицкой битвы и вообще поражение адских легионов сливаются в сказаниях народа с одним его именем, что на деле было, однако ж, несколько иначе. Что же Русский народ считает героев, сражавшихся за судьбу нашей страны вообще героями своей родины, достаточно самого поверхностного знакомства с тем эпическим ореолом, которым он окружает имена их, начиная с Александра Невского и Довмонта Псковского. Признательность народа к их заслугам такова, что он прощает в своей памяти иные их ошибки и неудачи, оправдывая в своем приговоре их доблестные усилия и намерения, как это видно в преданиях об Иоанне Грозном, не удержавшем, впрочем, своих завоеваний в Ливонии. Таким образом, хотя наша страна и не играла главной роли в истории и не была в историческом периоде самостоятельною областью; но как в доисторическое время, так и в исторический период своего бытия, она представляет массу занимательных научных вопросов.
Быть может, найдутся мыслители, которые скажут: «какой интерес представляет в настоящее время, полное таким сильным стремлением жизни вперед, повесть о прошлом времени, превратившемся в мертвую букву? Ведь все эти громкие деяния прежних героев становятся эхом, постоянно день ото дня слабеющим». Так, мы согласны, что звук прежней славы слабеет в шуме наступающих волнений и новых забот: но наука, помимо Богини Славы, ревниво охраняет память тех событий и деяний, которые порешили спорные вопросы, касающиеся интересов живущих поколений и сливающиеся со злобою текущих дней, в виду восстановления истин, так часто извращаемой должною, случайною славою. Если в какой другой стране, то в особенности, на арене нашей страны хранится масса таких вопросов, возникающих и возобновляющихся время от времени, ища оправдания своего происхождения в прошлом времени, в котором наши враги стремились обесславить Русское имя и покрыть клеветою деяния наших предков. Выходя из доисторического времени, от которого в нашей стране хранится столько памятников культурной ее деятельности и благосостояния. С началом вторжения крыжаков в Ливонию, мы вступаем в период ее многовековой борьбы с Латинской Пропагандой, - борьбы, лишившей ее мира и спокойствия и превратившей ее в область ужасов и хаотического кружения. Темные деяния крыжаков, коварная пропаганда иезуитов, возбудившая Поляков на место павших крыжаков, остаются, благодаря усилиям их наследников и сторонников, окруженными и до сего времени таинственным мраком, освещение и раскаяние которого составляет долг науки, очищающей народ от суеверия и фанатизма, развивающихся под покровом этого мрака. Такое усилие, в особенности, обязательности, обязательно со стороны Русского гражданина, предки которого были жертвою этой коварной эксплуатации, маскировавшей свое вторжение священными девизами и эмблемами и павшей среди своих неимоверных усилий с позором. Потомки этой Химеры, называемой пропагандой, не во имя ее победы, а во имя мистификации ее, - и в наше время заявляют о своих пресловутых правах и привилегиях, присваиваемых ими в силу заслуг этой мистификации, действовавшей не только в разрезе с правдою дела, но в контрасте с требованиями разума. Если 30-летняя война протестантов с Католиками в Германии занимает выдающееся место в науке, то тем больший интерес не только для Русского патриота, но и вообще в науке должна представлять борьба Латинской пропаганды в пределах нашей страны, хотя и не основавшей в районе ее прочного бастиона, но оставившей после себя много уроков для назидания потомству. Деяния и замыслы этой пропаганды тесно сливаются с именем нашей страны, а почему и заглавие нашего труда мы сочли необходимым распространить указанием на связь нашей страны с пропагандою, как на лицевой предикат ее.
Конечно, мы не обольщаем себя надеждою, чтобы наш труд был безупречным произведением, для чего мы не владели достаточными материальными средствами, которые были необходимы нам и во время приготовления к делу на приобретения источников, а равно и при самом издании труда, но мы не щадили для него и последних своих скудных средств, и усилий. Быть может критика будет упрекать нас в недостатке ссылок, цитат и т.д. - в чем мы поскупились во избежание обременительных для нас типографских расходов: но, если читающая публика подарит наш труд ее благосклонным вниманием, то мы, при втором издании его, надеемся избежать этого упрека, имея под рукою для того все источники и материалы в наличии.
Долгом считаю заявить мою искреннюю признательность г. содержателю типографии М.Б. Жирмунскому, который дал мне возможность осуществить свое заветное желание, принять бескорыстное участие в издании моего труда, считая его предпринятым на пользу Отечества.