Предисловие книги:
Очерк истории Армении в связи с общим ходом событий в Передней Азии: Лекции. Период 1: Древняя история / Халатьянц Г.А. – Напеч. на пиш. маш. – М.: Типо-лит. Ю. Венер, 1910. – 368 с. – репринтная копия
ВСТУПЛЕНИЕ
В текущем семестре я предполагаю прочесть курс лекций по древней истории Армении или. Точнее сказать, по истории Армян, армянского народа. Я говорю: армянского народа, так как история собственной Армении перестает выражать общенародный дух нации после падения армянских царств в конце XIV столетия по Р.Х. и наступления вследствие этого эпохи колонизации Армян, покинувших в немалом числе свою страну и рассеявшихся по лицу земли. Ясно таким образом, что только история всего объединенного армянского народа, жившего и действовавшего и на родине, и вне ее, в колониях - может считаться настоящей историей Армян. К составлению такой именно истории должен стремиться армянский историк.
Принято обыкновенно делить историю на периоды - древний, средний и новый; применительно к истории западноевропейских народов такое деление имеет, конечно. Свои основания. Так, древний период продолжается у них до эпохи переселения народов или падения Западной Римской империи, в V в. по Р.Х., средний - до падения Восточной Римской империи взятием Константинополя Турками, в 1452 году, или до эпохи великих открытий и изобретений, имевших место около этого времени, и новый - после того до нашего времени. И Армянскую историю можно было бы подогнать под эти даты и установить периоды: древний - до падения армянских Аршакидов, в V веке по Р.Х., средний - до падения последнего армянского царства в конце XIV века, и новый - после того и до наших дней. Но кроме этих внешних, так сказать, признаков, следовало бы применительно к армянской истории принять в соображение внутренние особенности каждого периода. Характеризующие их в политическом, социальном или культурном отношениях. С этой точки зрения древний период армянской истории можно было бы охарактеризовать, как эпоху завоеваний, образования государства путем сплачивания различных племен и народностей, вырабатывания расовых черт и установления, хотя и не надолго, великой монархии от Каспийского моря до Средиземного, монархии в духе восточном. И Восток остается для Армян образцом вплоть до появления нового капитального культурного фактора в их жизни - христианства, которое заставило их порвать со своим прошлым; обратив все их симпатии к Западу. Эпоха эта, в которой господствующими являются, общие и европейским народам начала - церковность и феодализм, и есть второй период или средние века армянской истории. В течение которых окончательно установились расовые черты армянского народа, пробудилось национальное сознание и наметились его культурные задачи.
Стоит несколько подробнее остановиться на характеристике двух последних периодов.
Приняв христианство и сделав его в самом начале IV в. государственной религией, Армяне явились не только усердными последователями. Но и энергичными пропагандистами нового учения, распространив его среди своих соседей – Грузин, Албанцев, Утин и долго удерживать в своих руках церковное верховенство над ними. И когда за христианской религией вскоре расцвела у Армян и литература. Последняя в значительной степени также способствовала зарождению письменности у помянутых народов: не даром Армянин св. Месроп (V век) считается изобретателем армянских. Грузинских и албанских письмен. Таким образом, культурная задача Армян намечалась довольно ярко в самом начале средних веков.
Но, благодаря названным культурным приобретениям в жизни Армян, вместе с тем создалось и роковое, можно сказать, для них положение. Которое с тех пор тяготеет над судьбой этого народа; да и теперь еще не прекратилось оно окончательно. В самом деле. Сделавшись последователями нового учения и развив у себя довольно богатую литературу под влиянием Греков или запада. Став, так сказать, западниками, - Армяне все же ведь оставались в обстановке восточной, будучи окружены могущественными азиатскими элементами, не только чуждыми, но и крайне враждебными христианской культуре. Борьба, следовательно, была неминуема: она разгоралась слишком часто, причем грубая азиатская мощь. Как и нужно было ожидать. При неравенстве сил. Брала верх. Хотя моральная победа и оставалась за западной или европейской культурой, носителями которой на Востоке были Армяне. Таков драматизм судьбы армянского народа: по географическому своему положению, будучи восточанами, азиатцами, по духовным же стремлениям своим и культуре они являются близкими и родственными западному, европейскому миру, сохраняя при этом и свои национальные особенности. И сколько было принесено жертв для того, чтобы отстоять подобное двойственное положение!
Однако, если христианство стало непреодолимой преградой между Армянами и Персами, и для первых не было более возврата к общей им и Иранцам языческой старине, а следовательно миновала и опасность быть поглощенными Персами, а потом и Арабами и другими мусульманскими народами, - то с другой стороны эта опасность стала угрожать от единоверной, но фанатической Византии, а потом и от пап римских. Нужно было, стало быть, защитить себя и с этой стороны. И чувство сохранения армянского народа подсказало ему новое средство для культурной борьбы - путем своеобразного развития богословской мысли и установления раз навсегда своего, ставшего национальным, догмата, который признавался Византией и вообще ортодоксальной и римской церквами во все времена за еретический. Вот почему в таком упорном отстаивании Армянами своей догмы - «единое естество» - следует видеть не столько религиозный фанатизм народа, сколько в особенности глубокий политический его смысл - не быть унесенным бесследно в общий поток Византийства или латинства и сохранить свою самобытность, свой расовый облик.
Рядом с этим или в связи с ним христианство выдвинуло в Армении и особые интересы церкви, церковность или. Если хотите. Клерикализм, - в смысле усиления власти и преимущественного значения духовенства, как-то было во всех христианских государствах Запада; а это стремление к первенству вызвало борьбу между светской и духовной властью, а армянские цари серьезно считались с каеоликсами. Было время, когда армянская церковь обладала громаднейшими и лучшими земельными поместьями во всей стране; в руках духовенства были, кроме того, школа и письменность. А отчасти также и суд; представители церкви имели огромное влияние и в вопросах политических. Словом сказать: духовенство было государством в государстве - status in statu. Понятно поэтому, что с падением царской власти католиков становится единственным представителем армянского народа.
Другой отличительной чертой средневекового строя армянской жизни является стремление к образованию ряда зависимых вассальных княжеств, которые, благодаря местным географическим условиям. Зачастую игнорировали центральную власть, и только могущественным царям иногда удавалось при помощи крутых мер подчинить их себе фактически. Государства эти, возникшие одно за другим в различных центрах Армянской территории, были каждый раз раздавлены напором внешних врагов и не менее того раздорами врагов внутренних - князей армянских. Однако и в эти промежутки самостоятельной политической жизни армянские государства поддерживают и развивают культуру западную: в эпоху Аршакидскую (IV - V века), например, цари особенно покровительствуют школам и письменности; при Багратидах и Арцрунидах (IX, X и XI века), одновременно с развитием письменности и гражданственности, воздвигаются великолепные памятники архитектуры и вырабатывается свой, армянский стиль; при Рубенидах (XII, XIII и XIV века) происходит тесное сближение с З. Европой через Франков, процветает литература. Развивается торговля и промышленность.
Но, после падения в неравной борьбе последнего армянского государства, служившего оплотом всего христианства в М. Азии, наступает для Армян эпоха вопиющего насилия и неслыханных гонений со стороны восторжествовавших фанатических варваров. Известно, какой был печальный исход крестовых походов. С подчинением этих стран мусульманам, Армянам грозила неминуемая опасность - потерять веками добытое культурное достояние, и, не желая подчиниться силе и, тем не менее, отказаться от заветов своих отцов, многие из них решились покинуть родину и искать лучшей участи на чужбине. Потянулись из Армении вереницы переселенцев во все страны и государства, в особенности же в восточную и западную Европу. Казалось одно время, что отчество Армян пустеет и его ожидает разложение. Но культурный народ не может, несмотря на самые неблагоприятные обстоятельства, так легко погибнуть. Самые колонии Армян, вызванные печальной необходимостью на родине. Но чрезвычайно развившиеся при иных условиях и материально, и умственно, явились на поддержку метрополии и угасавшего было духа народа. И новый период армянской истории совпадает с процветанием армянских колоний. В них-то расцвел армянский ренессанс - армянское возрождение, получила новое развитие древнеармянская литература. Зародилась литература новая. Ярко выступили национальное самосознание. Национальные тенденции, хотя вызванные этими последними попытки к восстановлению армянского царства под протекторатом России еще в XVIII веке и не имели успеха. Далее, вследствие распространения просвещения в массе армянского народа, и религия в этот период мало помалу теряет свою исключительность и на почве широких национальных задач происходит сближение Армян различных исповеданий.
Ныне основной чертой армянской расы вес же остается западничество - стремление к усвоению европейской культуры в самых широких размерах и культурное посредничество между Европой и Азией, - назначение, которое в прошлом сыграло огромную роль и которое и ныне далеко еще не потеряло своей важности.