Предисловие книги:
Московские цари и византийские василевсы: К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей / Савва В. – Харьков: Тип. и лит. М. Зильберберг и с-вья, 1901. – 409 с. – репринтная копия
Вряд ли необходимо оправдывать выбор своей темы тому, кто ставит себе задачею исследование влияния Византии на ту или иную сторону русской жизни. Итоги веками длившегося влияния Византии на русскую жизнь еще не подведены. В 1888 г., когда истекало 900-летие со времени крещения Руси и более чем 900 лет со времени начала влияния Византии на Русь, известный византинист академик Ф.И. Успенский в своей речи «Руси и Византия в Х в.» констатировал невозможность «составить себе понятие о колич6стве и качестве византийских влияний на Россию», пока не будет «предпринят ряд отдельных исследований по специальным вопросам: о влиянии Византии на древнюю русскую литературу, о заимствованиях из Византии по части художественных идеалов, нашедших применение в искусстве, об обмене в области юридических понятий, в устройстве государственности, в домашнем быту и т.п.» (стр. 32 и след. Одесса, 1888 г.).
Издаваемый мною труд является одним из таких отдельных исследований. Цель его - принести посильную лепту для разрешения сложного и обширного вопроса о влиянии Византии на Русь. Задача его - уяснить, насколько это было в моих средствах, один небольшой, но имеющий свое значение. Отдел в указанном вопросе: предполагаемое влияние Византии на образование идеи царской власти московских государей.
Неоднократно высказывавшаяся мысль, что видным проводником византийского влияния в Кремле была Софья Палеолог и что брак с нею дал московскому государю право смотреть на себя как на наследника византийских императоров-василевсов и их титулов, побудила меня попытаться прежде всего выяснить предполагаемую роль византийской царевны. Отсюда я перешел к попытке сопоставить московского царя с византийским василевсом в том предположении, что если идея власти московского царя заимствована из Византии, то московский царь должен быть подобен византийскому василевсу. С этой целью я собрал данные, проливающие свет на характер власти византийского императора и обратил внимание на некоторые придворные обряды московские и византийские. Потому что в обрядах этих наглядно обрисовываются московский царь и византийский василевс. Предположение, что московские государи начиная с Иоанна III смотрели на себя как на наследников византийских василевсов и титулов их, побудило меня обратить внимание нате доказательства, которые представляли московские цари в пользу прав своих на царский титул. Когда требовали признания за собою этого титула от иноземных государей. Так, казалось мне, мы можем узнать от предполагаемых наследников византийских василевсов, действительно ли они считали себя таковыми.
Сознавая сложность и трудность затронутого мною вопроса, я далек от мысли, что вопрос этот после моего исследования перестанет быть вопросом. Мне кажется, что нельзя говорить о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей, не сопоставляя московского царя с византийским василевсом. Такое сопоставление в указанных мною пределах я и поставил главною целью своей работы, полагая, что этим могу содействовать разрешению затронутого мною вопроса.
Считаю долгом своим выразить искреннюю и глубокую благодарность лицам, облегчившим мне мой труд своею помощью и указаниями, - профессорам А.С. Лебедеву, М.С. Дринову, Ф.Е. Коршу и Я.А. Денисову, а также историко-филологическому факультету Харьковского университета, давшему средства для напечатания моего труда.