Предисловие книги:
Теория и методы статистики. Руководство для учащихся и для лиц, посвящающих себя статистическому труду / Кауфман А.А. – 3-е изд., в гл. частях соверш. перераб. – М.: Г. А. Леман и С. И. Сахаров, 1916. – 654 c. – репринтная копия
ПРЕДИСЛОВИЕ К 3-МУ ИЗДАНИЮ
Приступая к пересмотру этого руководства для 3-го издания. Я не думал, что мне придется внести в него много изменений. С одной стороны, встреченный вторым изданием в кругах читателей благосклонный прием и отзывы, в особенности в иностранной специальной литературе, позволяли думать, что мне до известной степени удалось выполнить поставленную себе задачу. С другой стороны, и во мне самом коренным образом переработанное 2-ое издание не вызывало того чувства глубокой неудовлетворенности, какое я испытал тотчас же по выходе в свет 1-го издания и которое заставило меня изъять довольно большую часть последнего из продажи. И тем не менее, чем дальше я шел в своем пересмотре, тем больше для меня выяснялась значительность сделавшихся необходимыми изменений и дополнений. В конце концов, лишь немногие главы остались более или менее в том же Виле. Как во втором издании - некоторые же подверглись настолько коренной переработке, что могут считаться написанными почто что вновь. Это надо сказать, в особенности, о 2-ой и 3-ей главах первой части, посвященных обоснованию теории статистки на началах теории вероятностей, и о 5-ой и 6-ой главах 2-й части (во 2-ом издании 6-ая и 7-ая), трактующих методику таблиц и численную обработку статистического материала. Переработка велась в двух главных направлениях: с одной стороны, значительно расширено и углублено обоснование статистической теории на началах теории вероятностей, - мне кажется, что в данном направлении я дошел до предела того. Что может быть усвоено тем читателем, которого я, главным образом, имеют в виду, читателем без специальной математической подготовки. С другой стороны, мне хотелось внести в изложение возможно больше конкретности: в прежних изданиях я многое пояснял лишь схематическими примерами, в настоящем издании я стремился каждый по возможности прием статистического мышления и статистической работы иллюстрировать не вполне конкретном материале. По существу я не отошел или лишь немного отошел от тех точек зрения, из которых исходил во втором издании. Теоретическая часть по-прежнему всецело обоснована на началах теории вероятностей, как они разработаны в применении к статистике Лексисом и Борткевичем; мое отношение к так называемой «математической статистике» остается по-прежнему очень сдержанным. В практическую часть (гл. обр. в гл. 2-4) внесено по существу несколько больше нового: с одной стороны, я несколько менее оптимистично оцениваю достоверность результатов статистического исчисления. С другой - я более решительно, чем прежде, порываю в некоторых пунктах со школьною статистическою методологией и иду несколько дальше в общении, главным образом, опыта воспитавшей меня статистики русского крестьянского хозяйства.
При всем моем стремлении вносить дозволения в одном за счет сокращений в другом, объем книги все же несколько возрос. Следовательно, остались налицо подчеркнутые в предисловии ко 2-ому изданию трудности задачи: дать методологическое руководство. Пригодное для учащихся и для лиц, посвящающих себя статистическому труду. Автор ясно видит, что в качестве собственно учебного, в частности экзаменного, пособия настоящая книга чересчур громоздка. В полном своем виде она может служить лишь для целей свободного самообразования, с одной стороны, для непосредственной подготовки к статистической деятельности - с другой. Для учебных, а тем более для экзаменных, целей она может быть использована лишь в значительно сокращенном виде, в соответствии с постановкой преподавания статистики в данном учебном учреждении и с личными взглядами преподавателя. Сам автор считает возможным довольствоваться, собственно, для экзаменных целей теми частями настоящего руководства, которые в оглавлении обозначены курсивным шрифтом. В совокупности своей эти отделы дадут достаточно закругленный и не чрезмерно обременительный для учащихся курс, в котором притом все менее существенное выделено мелким шрифтом. Курс этот, по мнению автора, целесообразнее всего проходить в таком порядке: общее теоретическое введение - главы 1-ая и большая часть 2-ой первой части; учение о практических приемах статистического исследования - вторая часть; учение о статистическом умозаключении - глава 4-ая первой части. Аналогичный порядок автор по-прежнему считает целее образным и для самостоятельного чтения, причем главы 3-6 первой части целесообразно будет читать после всего остального.
Удалось ли мне в настоящем 3-ем издании улучшить мой труд - судить не мне. Поскольку удалось - я этим до известной степени обязан указаниям, почерпнутым из отзывов, появившихся в печати. По-русски таких отзывов было очень мало, наиболее ценным из них был для меня отзыв Н.Н. Гиммера. Значительно больше отзывов появилось в немецкой и английской специальной литературе, из них мне особенно дорог был отзыв скончавшегося прошлым летом основоположника современной статистической теории - Вильгельма лексиса; не менее ценны по содержанию отзывы Yul’я, Zizek’a и некоторых других. Больше всего я обязан, однако, своему семинарию на Петроградских Высших женских курсах, где я учил и одновременно учился - и особенно обязан моим дорогим друзьям-сотрудникам по ведению семинария: И.Ф. Макарову, Т.Л. Якобсон и В.А. Лосиевской. Каждый из них узнает ту долю своего, которую он внес в содержание и даже форму и построение этой книги.
Поскольку мне удалось развить и, может быть, улучшить математическую сторону теоретической части, я за это особенно благодарен преподавателю Петроградского политехнического института Е.А. Холодовскому, который помог мне несколько пополнить недостаточность моей математической подготовки.
Еще об одном человеке я должен вспомнить; точнее, об одном я человеке не переставал помнить и думать все время. Как работал над пересмотром этой книги - о моем незабвенном, дорогом друге, «великом педагоге школы Максимовича», Федоре Федоровиче Ольдендурге. В изумительно разносторонней его образованности статистика занимала не последнее место; он был не только первым специалистом в узкой области статистики начального образования - он был статистиком больше, чем многие статистики. Более чем кто-либо он помог мне в коренной переработке этой книги для второго издания. Непосредственного участия в подготовке этого третьего издания он уже не принял - он скончался летом 1914 года. Но и в этом издании - без числа следов его дружеских советов, его всегда деликатной, но всегда меткой критики. Моих многих и долгих бесед с ним на статистические темы.
Его священной для всех, его знавших, памяти я посвящаю эту книгу.
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К 1-МУ ИЗДАНИЮ
Настоящее руководство рассчитано, главным образом, на двоякий круг читателей: прежде всего - на учащуюся молодежь, изучающую теорию статистики в составе курса общественно-юридических наук; затем на людей, практически работающих и собирающихся работать на богатой и обширной ниве статистико-экономического изучения нашего отечества и желающих запастись для этого соответственною теоретическою подготовкой. Сказанным в значительной мере предрешается и объем настоящей книги. Для учащегося, с точки зрения общеобразовательных задач теории статистики, наибольшее значение имеет теоретическое обоснование статистического метода, которое давало бы правильное представление о значении и смысле статистического числа и статистического закона, обоснование, возможное лишь в связи с основными положениями теории вероятностей; с точки зрения тех же общеобразовательных задач необходимо и знакомство с приемами статистического исследования, если не углубляющееся в технические детали, то достаточное, чтобы дать возможность разбираться в статистических цифрах и критически относиться к ним. Существенно важно теоретическое обоснование статистического метода и доля практического статистика. Но наибольшее значения для читателя этой категории имеет обстоятельственная характеристика каждого из тех моментов статистической работы, в которых, может быть. Ему придется непосредственно участвовать; характеристика, уясняющая существенный общий смысл каждого такого момента и таким образом позволяющая сознательно ориентироваться в организации и постановке каждой данной статистической операции; такая характеристика должна, конечно, быть проиллюстрирована и в значительной мере аргументирована данными существующего статистического опыта. Весьма естественно, что такого рода данные автор черпал по преимуществу из русской статистической практики и, в частности, из ближе всего ему знакомой области статистического исследования крестьянского хозяйства, как она создана, главным образом, нашей земской статистикой. Широко используя указания русской статистической практики, автор преследовал при этом еще и другую цель, представляющую немалый научный интерес - выяснить те существенные дополнения и поправки, которые русская статистическая практика заставляет внести к общеустановленным, основанным исключительно на западноевропейском опыте, положениям статистической методологии.
Сказанным соображениями определяется существенное содержание настоящей книги. В этой последней, таким образом, совершенно отсутствует то, что можно назвать описательною частью, которая занимает так много места в большинстве курсов теории статистики, именно описание организации статистических учреждений и статистических операций в разных государствах. Из своих студенческих годов автор сохранил слишком ясное воспоминание о том, каким тяжелым и вместе с тем бесполезным бременем являлся для него и для его товарищей подобного рода описательный материал. Метод подобного рода материала - частью в монографических исследования, частью в справочных изданиях, но никак не в руководстве, преследующем, по преимуществу, общеобразовательные и пропедевтические цели. Ввиду сказанного автор вовсе не касается вопроса об организации статистических учреждений; материалом, касающимся организации статистических операций он пользуется, лишь поскольку это необходимо для иллюстрации и мотивировки тех или других положений общей статистической методологии.