Предисловие книги: Усовершенствование и вырождение человеческого рода / Флоринский В.М., проф. – 2-е изд. – Вологда: "Северный печатник", 1926. – 185 c. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
     Предлагаемая вниманию читателей книжка Василия Марковича Флоринского (род. 16 февраля 1834 г., ум. 3 января 1899 г.), профессора акушерства и гинекологии в Петербургской Медико-Хирургической Академии, несмотря на всю свою содержательность и оригинальность, совершенно не получила в свое время должной оценки и продолжает оставаться в незаслуженном забвении. В ней автор делает интересную попытку наметить целую систему мероприятий по улучшению человеческой породы. «В настоящем очерке», пишет он, «мы намерены познакомить читателей с общими условиями усовершенствования и вырождения человеческого типа, насколько позволит это сделать новость предмета, до сих пор неразработанного, можно сказать даже, нетронутого».
     Проф. В.М. Флоринскому принадлежит заслуга создания первой евгенической системы, основанной не на кастовом обособлении высших привилегированных слоев общества, как это имеет место в современной евгенике, а, наоборот, на уничтожении всех кастовых перегородок.
     Указанные особенности системы проф. В.М. Флоринского придают ей не только чисто исторический интерес, но и несомненное практическое значение, так как, если, разумеется, не целиком, то некоторыми своими элементами, система проф. Ф.М. Флоринского может пригодиться и в настоящее время в сложном деле отыскания научных путей к созданию новой евгенической системы.
     Область евгеники, или, быть может, лучше говорить, антропокультуры (культуры человека), будучи чрезвычайно многогранной, требует к себе и соответственно широкого подхода. С этой точки зрения большой интерес к книжке В.М. Флоринского придает редкая разносторонность научного образования автора, являющегося одновременно врачом, археологом, этнологом и антропологом. Во всех этих дисциплинах он проявил себя рядом научных трудов, многие из которых в свое время получили самые лестные отзывы специалистов (хотя с другой стороны, его перу принадлежит и несколько таких работ, которые впоследствии подверглись жестокой критике). В результате, исключительно широкая проблема антропокультуры нашла в В.М. Флоринском исследователя, сумевшего осветить ее, если, разумеется, не со всех, то, по крайней мере, со многих точек зрения.
     Следует еще отметить из достоинств книжки В.М. Флоринского как и всех работ его, очень ясную, толковую манеру изложения.
     Само собой разумеется, что многое в книге уже не согласуется с современными учениями. Однако, несмотря на ряд устарелостей, вполне понятных, если принять во внимание, когда все это написано, рассматриваемая работа содержит и много мест, не утративших своего научного значения вплоть до настоящего времени. Сюда относятся, например, все те положения, которые непосредственно вытекают из учения Дарвина, в частности глава «Вкус и запрос на известные качества» и др.
     Менделизм автору, конечно, не известен, как, за редчайшими исключениями он был неизвестен и всем его современникам, но зато, благодаря исключительной способности правильно ставить вопросы, автор временами почти вплотную подходит к проблеме менделизма, правда, упираясь в нее, как в непреодолимую преграду (например, при разборе вопроса о вреде кровосмесительных браков; см. стр. 119 и след.).
     В заключение мы можем сказать, что проф. В.М. Флоринским сделана смелая, но в свое время неоцененная, попытка наметить систему мероприятий для улучшения человеческой породы. Попытка эта, несомненно, содержит много оригинального и, для своего времени, революционного, начиная с самой темы данной работы, в русской литературе затронутой впервые, а по своеобразному подходу, быть может, единственной в мировой литературе. Будем надеяться, что непризнанная книжка проф. В.М. Флоринского, наконец, найдет себе место в библиотеках социологов, гигиенистов, антропологов и вообще всех тех, кого интересует проблема сознательного улучшения человеческой породы.
 
М. Волоцкой