Предисловие книги: Краткий учебник по политической экономии / Георгиевский П.И., орд. проф. Имп. С.-Петерб. ун-та. – 2-е изд., (испр. и доп.) – С.-Пб.: Тип. Мор. м-ва, 1903. – 268 c. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Современное положение хозяйства передовых культурных народов явилось результатом весьма продолжительного развития, причем это последнее не совершалось прямолинейно, но замечались уклонения в сторону, регресс, падение, так что многие народы, содействовавшие развитию, сошли со сцены или утратили то значение вождей культуры, которое в тот или другой период выпадало на их долю (Финикия, Карфаген, Греция, Рим и др.). Таким образом, говоря о развитии народного хозяйства до высшей, наблюдаемой в настоящее время ступени, мы имеем в виду человечество в его целом, а не каждый отдельный народ или племя. И теперь еще можно указать на кочевников, не поднимающихся на высшую ступень развития в течение тысячи лет их существования, тогда как другие народы, живущие ряжом с ними, достигли высокой степени культуры.
     Итак, такие же стадии можно подметить в истории развития народного хозяйства вообще?
     Что касается до времени первобытного человека, когда он еще питался исключительно растительной пищей, когда постепенно слагались племена и народы, и развивалась человеческая речь, то по отношению к этому времени научное исследование проливает весьма мало света.
     Несомненно, однако, что в своей хозяйственной деятельности человек немного отличался от высших животных, так как и стимулы к деятельности - стремление удовлетворить первичным потребностям - были те же, да и силы духовные и физические не могли представлять значительного отличия от сил высокоразвитых животных. Как тот, так и другие являются одинаково вполне зависимыми от физической природы: живут лишь тем, что она свободно дает им. Но затем постепенно сказывается и отличие. Человек перестает пассивно относиться к окружающей его природе, он выносит и свою деятельность, создает новые условия для этой деятельности и постепенно заставляет внешнюю физическую природу все более и более служить себе той материей и теми силами, способность которых удовлетворять его потребностям узнал человек. С того времени, как человеку стало известно употребление огня, и он уже начал питаться животной пищей, различают три главных ступени с точки зрения состояния экономического производства: период охотничий, пастушеский и оседлый; последний в свою очередь различается как 1) земледельческий, 2) ремесленно-торговый и 3) промышленный.
     Принимая во внимание, что развитие хозяйства мыслимо лишь при разделении труда и основанном на нем обмене, некоторыми исследователями берется за основу деления характерный способ обмена и по этому признаку различают: 1) хозяйство натуральное, 2) денежное и 3) кредитное.
     Период охотничий. Деятельность человека сводится, главным образом, к овладению тем, что дается природой. Она является главным фактором производства, между тем степень культуры может измеряться именно тем, насколько более выдающуюся роль играет труд человека и создаваемые им орудия производства. На этой ступени труд человека идет лишь на овладение тем, что уже есть, почти ничего не перерабатывает; орудия труда - весьма малочисленны и примитивны, так что значение их не велико. Хозяйственная деятельность человека представляется изолированной. Деление на классы по занятиям, обмена мы не находим.
     Каждая семья заботится отдельно об овладении тем, что для нее нужно. Главное занятие, главный источник удовлетворения потребностей - охота. Пищей служит дичь, дикие растения; на обработку - труда почти не идет вовсе. Одеждой служат невыделанные шкуры, листья или древесная кора или ее заменяет раскрашивание, татуировка. Жильем служат пещеры, в которые наношены листья, или лачуги из ветвей или палатки из шкур убитых животных. Труд затрачивался на приготовление оружия, но и оно - первобытное, из дерева, камней и костей животных и рыб. Деление труда существует в пределах естественных физических различий - пола и возраста: охотой занимается взрослое мужское население, а все домашние работы ложатся, главным образом, на женщин, так как рабство на этой ступени развития мы еще не находим. Военнопленные избиваются, иногда съедаются, но не обращаются в рабство, так как для домашних работ рабы не нужны, а брать на охоту - небезопасно: придется дать рабу оружие, которое он может употребить против своего господина, а не против животного. К тому же прокормить лишнего человека в это время стоит большого труда. Этим, отчасти, объясняется встречающееся у охотничьих племен господство многомужества (полиандрия), избиение новорожденных девочек и каннибализм. Последний, по-видимому, был распространен во всей Европе у современников мамонта и пещерного медведя: об этом можно заключить из находимых при раскопках, вместе с разной домашней утварью, человеческих костей, расколотых, вероятно, с целью извлечения из них мозга. Вместе с прочими условиями не предусмотрительность, которой отличаются охотничьи племена, делает невозможным накопление сколько-нибудь значительных имуществ: оружие, домашняя утварь, кое-какие украшения, вот и все, чем владеет охотник. Охотничий район считается собственностью племени и на его защиту или расширение, на защиту или для отмщения за своих членов только выступает племя, как одно целое. Для поддержания существования охотой требуется обширное пространство, а постоянный рост племени делает необходимым или постоянное расширение принадлежащего племени района, или, когда это не удается, отделения части племени для отыскания себе новых земель, нового жилья. Сказанным объясняется малая численность отдельных охотничьих племен. Вся жизнь их проходит в борьбе, развивающей кровожадность, хитрость, выносливость и суровость. Физическое утомление, голод и забота об его утолении или пресыщение после удачной охоты - все это препятствует сколько-нибудь значительному развитию духовной стороны человеческой природы. Чистых охотничьих племен теперь немного. Патагонцы, готтентоты и некоторые другие. Смотря по условиям территории, племенным свойствам и влиянию соседних народов, охотничьи племена переходят или к скотоводству, или прямо к земледелию.
     Можно бы думать, что племена, занимающиеся рыболовством, в виду большей надежности главного источника удовлетворения потребностей, должны стоять на более высокой ступени развития, однако у них находим все те же характерные черты, что и у охотников. Дальнейшее развитие зависит от тех же условий, только перехода к исключительному занятию скотоводством не замечается. Рыболовы скорее становятся торговцами или мореходами. В чистом виде ныне они встречаются лишь в холодных странах, где климат позволяет только один промысел - рыболовство.
     Пастушеский период. Приручение животных представляет значительный шаг вперед, облегчающий дальнейшее развитие. Побудительной к тому причиной, по мнению некоторых исследователей, было желание сберечь жизнь грудным младенцам, лишившимся матерей. Скотоводство обусловливает большее разнообразие продуктов, которыми, однако, пользуются все-таки только посемейно. Рядом сохраняется и охота (и собирание плодов и растений), но она утрачивает уже свой прежний характер исключительности. Труд человека уже не идет на одно только завладение даров природы: человек охраняет свои стада от диких животных и врагов, заботится об их размножении, ходит за скотом, перерабатывает его продукты; но все-таки главным фактором производства остается природа. Скотоводство существует лишь там, где самой природой круглый год дается корм скоту, где существуют тучные пастбища, человек же сам еще не разводит кормовых трав. По мере истощения пастбищ приходится переходить на другие земли. Отсюда постоянное кочевание, причем жильем служат палатки или кибитки, постоянных же поселений мы не находим. Существенные выгоды перехода на эту ступень: 1) сокращается необходимая для существования площадь. По некоторым вычислениям, хотя бы и весьма приблизительным, для прокормления одного охотника нужен район в 9,000 десятин, тогда как при занятии скотоводством достаточно 11/2 десятин на человека. 2) Труд легче и требуется его гораздо меньше. Является досуг. Оказывается возможным развитие новых потребностей, развитие и духовной стороны человека. 3) Главное имущество - живой скот - допускает накопления. Отсюда - появление имущественных классов, рабов и развитие ремесел. Имущественные различия ведут и к различиям социального характера: более зажиточные решают вопросы войны и мира, пользуются привилегиями в культе, из их среды обыкновенно выборный или наследственный глава племени. Семью содержать легко: появляется многоженство (полигиния), более мягкое отношение к женщинам; пленных не убивают, а обращают в рабство: не трудно прокормить и можно безопасно воспользоваться их трудом. Обедневшие, например, вследствие падежа скота, члены племени добровольно обращаются в слуг богатых и сильных, обеспечивая себе через то надежную охрану. Этим обусловливается и сносное положение рабов вообще. Труд последних направляется на удовлетворение новых потребностей: разнообразные утварь, украшение; вместо шкур появляются тканые одежды, находим и простейшую обработку металлов. Но все-таки производство ограничивается пределами расширившегося хозяйства, его именно потребностями, обмена же почти вовсе не существует. Возможность большей концентрации и интересы безопасности обусловливают большую численность отдельных групп кочевников: не редкость группы в сотни тысяч человек. Любовь к свободе, храбрость, отсутствие чувства любви к родине в виду постоянного (по необходимости) кочевания и легкость последнего объясняют склонность к завоеваниям и переселениям номадов.
     Больший досуг, обмен мыслей, да и самая обстановка жизни, бесконечные равнины под бесконечным небесным сводом, блещущим звездами, беззащитность против стихийных явлений, все это побуждает к вдумчивости, к желанию уяснить себе окружающее. У номадов мы часто находим высокое развитие религии, зачатки поэзии и науки (у халдейских пастухов находим зачатки астрономии). Дальнейшее развитие приходит к переходу на следующую ступень постепенно: сперва начинают заниматься возделыванием яровых хлебов, чтобы занятие земледелием не мешало кочеванию, а затем переходят и к прочной оседлости, причем и охота, и скотоводство остаются, но утрачивают уже свое первенствующее значение.
     Оседлый период, земледельческий. Главным источником для существования является земля. Тесной связью с землей обуславливается и оседлость. Постепенно, начиная с хлеба, человек узнает и возделывает все новые и новые пищевые и промышленные растения. Таким образом, средства для удовлетворения потребностей становятся разнообразнее. Вместе с тем ослабевает зависимость от природы и труд человека начинает играть уже иную роль: человек направляет силы природы на производство известного рода продуктов, увеличивает действие этих сил приложением своего и труда. Существенным последствием сказанного является большая доступность земли для поселения: уже не одна природа решает этот вопрос. Так как количество пищи с того же пространства в состоянии прокормить большее число лиц, пища становится здоровее, разнообразнее и обеспеченнее, то замечается увеличение плотности населения, которое, прекратив кочевание, обращается к постоянной мирной работе. В земле при первоначальном расселении недостатка не было, но удобная разделялась горами, лесами и т.п., так что племя должно было делиться на общины, собственностью которых и считалась занятая ее членами земля. Таким образом, семейное хозяйство ведется в общине, которая и является связующим звеном. Ослабление зависимости от внешней природы выражается и в постройке прочного дома со службами, предохраняющего человека и его имущество от вредных влияний физической природы. Оседлость и тесная связь членов той же общины ведет к развитию чувства любви к родине, к сочленам, а общность интересов всех общин приводит к еще большему развитию чувства общности, к единению политическому. Действительно, рассеянность поселений и земледелие, требующее напряженного труда, не позволяет как прежде, на защиту общих интересов подниматься всему племени поголовно; для охраны от внешних врагов, от насилия отдельных членов постепенно вырабатывается сложная организация, объединяющая отдельные общины в одно государство, органы которого решают вопросы войны и мира, охраняют права личные и имущественные от посягательств внутри и нападения извне, восстанавливают права нарушенные. Военное дело, юрисдикция, полиция развиваются в сложную систему.
     В экономическом отношении черты хозяйства у разных народов также различны, как их нравы и обычаи, государственное устройство и право, но все-таки можно подметить и общие черты: 1) производство направлено, главным образом, на сырье; 2) количество получаемой пищи больше, оно разнообразнее и обеспеченнее, так что опасность перенаселения значительно уменьшается; 3) производство все еще ограничивается пределами семьи; обмен представляется исключением; 4) в составе семей работают и рабы что оказывается выгодным в виду обилия и обеспеченности пищи и безопасным в виду охраны государственной власти; рабы и являются прежде всего ремесленниками; техника совершенствуется, происходит деление труда, создаются особые категории производителей; 5) самостоятельного торгового класса нет, но с течением времени свободные наряду с сельским хозяйством, ведут и торговлю, занимаются и ремеслами. Выше развиваются знания, далее идет духовное развитие - и торговля, и ремесла приобретают самостоятельное положение: общество вступает в новую стадию развития - период ремесленно-торговый. И эта ступень отличает много различий у различных народов. Характерным признаком ее является деление населения на городское и сельское. В городах сосредотачиваются ремесленное и торговое сословие, которые уже сполна отдаются своему делу, так что сельское население начинает уже производить на сбыт, в обмен на продукты ремесленного производства и товары чужеземные, доставляемые торговлей. И так здесь находим деление труда и обмен. Деление не ограничивается крупными отраслями - сельское хозяйство, ремесло, торговля, - но и в каждой из них производится далее, по мере развития техники и в свою очередь способствуя этому развитию. Продукты производства и потребления становятся разнообразнее, чему много способствует развитие торговли. Вообще на этой ступени изолированное производство становится общественным, т.е. с правильным постоянным сбытом, приводящим к установлению постоянного менового посредника - деньгам. Таким образом производители становятся предпринимателями и здесь впервые появляются наемные рабочие. Существенным отличием этой ступени от следующей является то обстоятельство, что капитал (кроме торговли) еще не играет той важной роли, которая за ним укрепляется позже.
     На этой ступени деятельность государственной власти в сфере народного хозяйства становится более энергичной и более сложной. Для выполнения новых задач государство нуждается в средствах, которые получаются или от самостоятельного ведения хозяйства (государственного), или путем налогов.
     Существенно изменяется и социальная группировка: влиятельную роль играют не одни землевладельцы, не одно происхождение решает вопрос; выдающиеся способности и труд и в области ремесел, и торговли, дают возможность выдвинуться, приобрести состояние и значение, что постепенно отражается и в положительном праве: прежние ограничения отпадают и все более проводится начало равноправности. Жизнь массы лиц, друг подле друга, естественно обуславливает обмен мыслей; изобретения и работа мысли ради промышленных целей вызывает в отдельных лицах стремление к более глубокому изучению окружающих явлений, - развивается сильно наука. Она поднимает уровень развития всего населения. Новые идеи стремятся проникнуть в жизнь и приводят к высшим формам государственной жизни, к высшему развитию морали, религии, искусства. Все это, наряду с развитой техникой, делает народы на этой ступени народами культурными. До нее развились Греция и Рим современные народы к началу XIX столетия.
     Рассматривать в подробностях черты промышленного периода здесь незачем, так как все дальнейшее изложение и будет посвящено ему, отличительные же его черты таковы: капитал, как фактор производства (машины) выдвигается на первый план, производство принимает все более крупные, почти сказочные размеры, отчасти благодаря чрезвычайному развитию кредита; в технике, в делении труда замечается громадный шаг вперед, но вместе с тем создается и новая социальная группировка: друг против друга стоят капиталисты и наемные рабочие; развитие наук, распространение образования, большая независимость от опеки государственной власти - вот характерные черты хозяйства этого периода.