Предисловие книги:
Вопросы финансовой реформы в России. Т. 1-3 / Под ред.: В.Я. Железнов, проф. – М.: Т-во "Печатня С.П. Яковлева", 1915. – 570 с. – репринтная копия
В ряду крупных вопросов русской общественной жизни война поставила на очередь и вопрос о финансовой реформе. Небывалая по размерам и надолго затянувшаяся борьба народов требует, при современных условиях военной техники, наивысшего напряжения государственных средств в настоящем и оставить много забот по исцелению нанесенных ею ран, для будущего. Платежи по займам, заключенным во время войны, восстановление нормального строя чрезмерно растянутого обращения кредитных билетов - предъявлять русскому бюджету ближайших лет тяжелые требования. Нужна будет хорошая организация и правильное функционирование финансового аппарата, чтобы работа его отличалась, возможно, большей продуктивностью, при возможно равномерном налоговом бремени среди разных групп плательщиков. Очевидно, что наша давно уже устаревшая финансовая система, полная архаических пережитков, совершенно непригодна для выполнения столь трудных и сложных задач. К тому же она лишилась весьма крупного, хотя и обманчивого ресурса. Запрещение продажи питей, встреченное горячим сочувствием всех слоев русского народа, вынуло из нашего бюджета, тяготевшего до того в сторону постоянного расширения косвенного обложения, весьма существенный элемент.
Потеря семисот миллионов чистой годовой выручки и при обыкновенных условиях создавала бы чрезвычайно тяжелую заботу о поисках новых источников, которые могли бы возместить столь крупный ущерб, при обстоятельствах же переживаемой великой войны и неизбежно долженствующих возникнуть тяжелых финансовых последствиях ее, вопрос о нахождении таких источников представляется особенно трудным. Правда, есть мнение, что отказ от питейного дохода должен иметь силу только на время войны, но благодетельные последствия этой меры, успевшие уже с достаточной осязательностью проявиться на многих сторонах хозяйства и быта населения, настойчиво указывают на необходимость неуклонного продолжения борьбы с великим историческим злом русского народа. Какой бы строй не приняли меры борьбы с народным алкоголизмом после окончания войны, одно уже и сейчас может считаться несомненным: в нашей финансовой системе питейный доход никогда не вернет себе прежней роли
потому вопрос о реформе русских финансов продолжает оставаться очередным вопросом. Более того, он должен быть поставлен в одну из первых очередей, ибо, с отказом от питейного дохода, шаг к финансовой реформе уже сделан и сделан с необычайной, удивившей мир, смелостью и решительностью.
Конечно, война требовала принятия немедленных мер для пополнения текущих ресурсов государственного казначейства, не дожидаясь решения сложного вопроса о преобразовании всей финансовой системы. Однако и эти меры не должны были быть совершенно случайными, и по крайней мере некоторые из них могли бы быть согласованы с желательными основами будущего финансового строя. Сами собой напрашивались общеподоходный и общепоимущественный налоги, к которым при серьезной перестройке существующей финансовой системы рано или поздно все равно придется обратиться. Вместо такого пути был избран, к сожалению, по-видимому, очень простой, но на самом деле создающий немалую путаницу способ надбавок к существующим налогам и создания таких неудачных налогов, как налог на железнодорожные грузы, чрезвычайно тягостно обременивший потребителей, стеснивший транспорт и создавший много затруднений в производстве.
В виду такого положения дела, чувствовалась необходимость в обстоятельном изучении основ желательной общей реформы русских финансов, в объективном критическом разборе принятых новых чрезвычайных финансовых мер, а также и в возможно более широком фактическом обследовании результатов, проявившихся в хозяйстве и быте населения после запрещения продажи питей. Этими работами и занялась комиссия, образованная по предложению пишущего эти строки, по вопросу о финансовой реформе при обществе имени А.И. Чупрова. В настоящее время представляется уже возможным приступить к опубликованию главных результатов работ комиссии. Результаты эти можно разбить на два крупных отдела. В первый войдут доклады, обсужденные в комиссии, по некоторым основным вопросам предстоящей реформы, в особенности по вопросам о подоходном и поимущественном обложении, а также посвященные критике принятых во время войны чрезвычайных финансовых мер, в особенности налога на железнодорожные грузы. Во втором будут помещены результаты предпринятых комиссией обследований влияния запрещения продажи питей на различные стороны хозяйства и быта населения - на производительность фабричной работы, сельские пожары, преступность, а также анкеты о распространении суррогатов водки, выяснение которого должно существенно облегчить предстоящую и после войны борьбу с народным алкоголизмом. Таким образом, настоящее издание составит два отдельных тома, различных по содержанию, из которых первый будет посвящен вопросам преобразования финансовой системы в более тесном смысле, второй же даст фактический материал для решения вопроса о дальнейшей судьбе питейной продажи и попытку чисто теоретического выяснения имевших место в жизни последствий грандиозного социального опыта.
Обсуждение указанных вопросов в Чупровском обществе, имеющим целью научную разработку общественных проблем, естественно преследовало, прежде всего, теоретические задачи: разобраться, возможно, объективнее в создавшемся положении и выяснить потребности нашей жизни в финансовых преобразованиях, а также и те условия, при которых могут быть проведены меры, признаваемые наиболее целесообразными. Поэтому авторы докладов не были стеснены в развитии своих соображений определенной обязательной программой и по некоторым вопросам между ними могли быть довольно существенные разногласия. Однако основная линия предстоящей реформы выдержана довольно единообразно всеми докладчиками и всеми участниками настоящего сборника, который и в этом отношении представляет известную цельность. Такое совпадение мнений при полном отсутствии «политики» в настоящем деле, в котором сошлись представители весьма разнообразных политических убеждений, служить указанием того, насколько вопрос о реформе нашей финансовой системы назрел в самой жизни, и насколько отчетливо определились потребности желательных преобразований. Спокойное исследование финансового строя России указывает, что борьба за рациональное строительство в финансовом деле у нас является, прежде всего, борьбой за подоходный налог. Подоходный налог за последнее время стал справедливо всеобщим лозунгом в деле русской финансовой реформы, и каковы бы ни были препятствия, выставляемые ему интересами отдельных влиятельных групп русского общества, жизнь требует его скорейшего установления. Конечно, сам по себе подоходный налог даже при высоких ставках даст сравнительно небольшую сумму (но и не такую, однако, чтобы ею можно было легко пренебречь) для заполнения громадной бреши, образовавшейся в нашем бюджете с отказом от питейного дохода. Не разрешить всего вопроса и дополнения его рационализованной системой реального обложения и реформой налога с наследств. Косвенные налоги должны будут иметь свое место и в преобразованном финансовом строе России.
Может серьезно ставиться и вопрос о создании некоторых новых монополий. Но самым важным моментом в деле предстоящей финансовой реформы остается введение прогрессивного подоходного налога. Только правильно поставленное подоходное обложение может подвести под новое здание будущей русской финансовой системы действительно прочный фундамент
бо только с ним в нашу финансовую практику войдет надлежащим образом тот новый налоговый дух, который так много послужил улучшению финансового строя народов, опередивших нас в государственном и культурном развитии. Переход от «пьяного» старого бюджета, базировавшегося на чрезмерном развитии косвенного обложения, к системе, центральным пунктом которой будет подоходный налог, будет действительно новой эрой в нашей финансовой организации. Но как ни решительно изменила бы такая реформа старое лицо наших финансов, в ней нельзя видеть какого-то резкого, неподготовленного прошлым, прыжка в неизвестное будущее. Попытки внести в нашу финансовую систему начала подоходного обложения уже имеются, хотя в весьма несовершенной и непоследовательной форме, равным образом имеется и подготовка необходимой контрольной организации. Не раз подходили у нас и к самому установлению подоходного налога. Теперь же, когда требуется величайшее напряжение сил, было бы грешно еще медлить с этим делом первостепенного значения. Реформа русских финансов достаточно созрела в русском общественном сознании. Настал момент. Когда к ней должна быть приложена деятельная воля. Надо надеяться, что она и будет вскоре поставлена властью, как очередная практическая задача
если труды нашей комиссии сколько-нибудь помогут осветить путь, по которому лучше достигнуть осуществления этой великой цели, - по совести можно будет сказать, что они были затрачены не напрасно.
В. Железнов
Москва, 26 мая 1915 г.