Предисловие книги: Мировоззрение талмудистов: Т. 1: О человеке и обязанностях к Богу; Т. 2: Обязанности человека к своему ближнему; Т. 3: Обязанности человека в общественной и гражданской жизни. Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности. Составлено по подлинникам. Т. 1-3 / Сост.: Каценеленбоген Х.Л., Фин С.И.; Пер. под ред.: Леванда Л.О.; Введ., указ., примеч.: Гордон Л.О. – С.-Пб., 1874. – 678 c. – репринтная копия

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

     Предлежащий сборник, как формою, так и содержанием своим, должен показаться довольно странным тем из читателей, которые, будучи незнакомы с древнею и средневековою литературою евреев, не знают способа учения и индукции раввинов. В наше время мы привыкли к нравоучительным книгам, в которых принципы морали излагаются, как готовые выводы, ясно и связно, цельною системою, и в которых с такою же ясностью приводятся, в подтверждение проповедуемых истин, нужные доказательства из св. книги и других авторитетных сочинений. В нашем же сборнике этого цельного и систематического, в строгом смысле, изображения морали недостает. Приведены одни отрывочные изречения ученых и выдержки из книг, без должной органической связи, большею частью в первобытном, довольно своеобразном виде. Поэтому издатели находят нужным сказать несколько слов о цели и назначении настоящей книги.
     При составлении настоящего сборника имелась в виду двоякая цель: во 1-х) дать евреям в руки общеполезное религиозное чтение, и во 2-ых) дать им это любимое ими чтение на языке русском. Содержание такой книги могло быть двоякого рода. Книга могла иметь предметом обрядовую часть закона веры, многократно уже категоризованную в разных сводах раввинской письменности, или же этическую часть оного, мораль еврейского вероучения, находящуюся в разбивке в многочисленных книгах и до сих пор не сведенную в общий свод и в надлежащую систему. В выборе между этими двумя родами материала для содержания задуманной книги мы, конечно, колебаться не могли и остановились на последнем. Относительно же внешней формы следует заметить, что при составлении этого сборника религиозно-нравственных поучений имелась в виду не учащаяся молодежь, а скорее евреи более зрелого возраста, более или менее знакомые с древнееврейскою литературою, которым своеобразная эрудиция древних раввинов и их способ толкования слов святого писания не только не покажутся странными, но наоборот, будут вполне понятными и даже по вкусу. Для читателей этого рода самостоятельный учебник нравоучения современного автора имел бы значение сравнительно маловажное, если бы даже все сентенции в нем опирались на цитаты из древних книг. Для них важно то, чтобы приводимые поучения передавались собственными словами этих авторитетных книг. К тому же недостаточно для них приводить одиночные места того или другого авторитета, а требуются указания и ссылки на главнейшие книги всей литературы, как талмудической, так и позднейшей эпохи. Единственное, что нам оставалось, в таком случае, сделать, это - привести обильный материал, разбросанный по богатой раввинской литературе, в систему и порядок и, таким образом, облегчить читателю труд составить себе понятие о воззрениях учителей еврейского народа по всем предметам частной и социальной жизни человека.
     Порядок, которого мы держались при систематизировании материала, всего яснее виден из программы книги. По этой программе сборник должен состоять из пяти томов со следующим содержанием:
     Т. I. О человеке и его обязанностях к Богу.
     Т. II. Обязанности человека к своему ближнему.
     Т. III. Обязанности человека в отношении к себе.
     Т. IV. Обязанности человека в семейной жизни.
     Т. V. Обязанности человека в общественной и гражданской жизни.
     Полагаем, впрочем, что и читатели не евреи, в особенности ученые и богословы, которые захотели бы узнать способ учения древних раввинов и познакомиться с их мировоззрением, прочтут нашу книгу не без интереса, тем более что при переводе приложено было старание по возможности сохранить своеобразную дикцию и характеристические обороты речи подлинников.

С.-Петербург,
12 ноября 1874