Предисловие книги: История С.-Петербургской духовной академии / Чистович И., экстраорд. проф. С.-Петерб. духов. акад. – С.-Пб.: Тип. Я. Трея, 1857. – 470 c. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Санкт-Петербургский край, до основания в нем столичного города Российской империи, по церковным и гражданским делам был подчинен Новгороду. Каково же было состояние здешнего духовенства, когда оно не имело никаких средств к образованию в течение нескольких столетий? До нас дошло очень немного сведений, относящихся к церковной истории этого края, но по ним уже можно судить, что на месте архиепископа Геннадия всякий просвещенный пастырь проникся бы неподдельной скорбью, смотря на духовное состояние христиан этой страны и их пастырей. Такое положение вещей само собою должно было измениться к лучшему после того, как Император Петр Великий обратил особое внимание на состояние духовенства вообще и, в частности, духовенства новооснованной им столицы государства.
     Высочайшими указами 1714 и 1716 годов повелено было учредить при архиерейских домах и в знатных монастырях цифирные школы и обучать в них цифири и геометрии протопопских, поповских, дьяконских и причетнических детей. Но постановлениями Регламента цифирные школы были отменены, а вместо их повелено «всякому епископу иметь в доме или при доме своем школу для детей священнических и прочих, в надежду священства определенных и соединить с ними цифирные школы, где они были открыты.
     В это - то время основания училища под именем Славенской школы до переименования его Славено-греко-латинскою семинарией (1721-1725).
     Второй - от переименования Славенской школы Славено-греко-латинской семинарией до образования ее по образцу главных народных училищ и переименования Главной семинарией (1725-1788).
     Третий обнимает историю Главной семинарии до переименования ее Академией, по примеру киевской и московской академий (1788-1797).
     Четвертый - историю Академии до преобразования духовных училищ (1797-1809).
     Пятый - историю С.-Петербургской Духовной Академии со времени образования ее по новому плану в 1809 г. до настоящего времени.
     В первый период Александровская школа имеет вид низшего, приходского или подготовительного училища и притом более народного, нежели специального; во второй приобретает характер специального учреждения, назначенного для образования священнослужительских детей к церковным степеням; круг наук и внешний состав семинарии постепенно увеличиваются, но средства остаются по-прежнему скудны; в третий период Александроневская семинария возвышается над семинариями ближайших епархий в качестве главной, в параллель с главными народными училищами и с целью приготовления в ней учителей для прочих семинарий: таким образом, мало помалу начинает очерчиваться С.-Петербургский духовно учебный округ; в четвертом периоде Александроневская семинария переименована академией; круг наук дополнен некоторыми новыми предметами; прежние получили большую полноту; в преподавании усвоен метод народных училищ; средства академии увеличены; окружные семинарии приведены в более тесную зависимость от академии; наконец, в пятом периоде академия, вместе с прочими духовными училищами, преобразована по всем частям и получила характер высшего духовно-учебного заведения - на одной линии с университетами и специальными академиями.