Предисловие книги: Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси: Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе. Т. 2 / Гальковский Н. – М.: Печ. А.И. Снегиревой, 1913. – 316 c. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     В конце Х века языческая Русь стала христианской; христианство было признано государственной религией. Конечно, сознательно христианизировалась небольшая, лучшая часть русского общества. Народная масса долгое время оставалась при своем прежнем языческом миросозерцании, которое постепенно забывалось и видоизменялось под влиянием нового христианского вероучения. Часто христианское и древнее языческое верования спокойно уживались в сознании русского человека, - это и есть то самое двоеверие, которое приводило в негодование наших ревнителей благочестия. «Не могу терпеть христиан, двоеверно живущих и верующих в Перуна, в Хорса и других богов»? писал христолюбец, ревнитель по правой вере. Вероятно, христолюбцы были, главным образом, из среды черного и белого духовенства. Как только Русь стала христианской, русская иерархия, естественно, должна была выступить против язычества, применяя различные способы: то назидая в духе христианства, то искореняя старые верования и связанные с ними нравственные недостатки. Гражданская власть, признав христианство государственной религией, также боролась против остатков язычества, особенно сильно в этом деле сказалось влияние государства, начиная с ХIV века, когда Русь освободилась от татарщины. Так боролись против остатков язычества в народе церковь и государство. Государство, конечно, прибегало к прещениям, угрозам и наказаниям, вообще репрессивным мерам. Церковь же влияла на свою паству словом убеждения. Конечно, прежде всего должна была выступить против язычества высшая иерархия и вообще духовенство, на обязанности которого лежала забота о религиозно-нравственном преуспеянии пасомых. Полагаем, что бывали случаи, когда отдельные лица, не в силу только своего официального положения, а по собственному убеждению и по чину выступали против остатков язычества. Возможно, что находились ревнители не только из духовенства, но и из мирян, приходившие в негодование при виде зазорных, явно языческих явлений. В словах некоего христолюбца есть такое выражение: «То се вам попом молвит Павел». Можно подумать, что эти слова принадлежат лицу светскому.
     До нас сохранился целый ряд древнерусских слов и поучений, направленных против остатков язычества. Эти памятники обличительной литературы для нас драгоценны: они дают материал для суждения о нашем русском язычестве и связанных с ним суевериях. Правда, мы не очень много можем почерпнуть из них на этот счет, но необходимо принимать во внимание, что направленные против остатков язычества слова и поучения - это не ученый трактат о язычестве, а сочинения, имевшие целью уничтожить память о язычестве. Главной задачей древней Руси было стремление стать истинно христианской и преуспеть в благочестии, как его понимали древнерусские люди. В сочинениях против язычества против воли пожелания авторов отразились древние языческие верования. Мы сожалеем, что в этих произведениях немного сведений о нашем язычестве, но не будь указанных произведений, мы имели бы еще меньше данных для суждения о прошлом нашей Родины.
     Помещенные ниже памятники касаются разных сторон русской жизни и относятся к разным векам. В общем они дают довольно полную картину миросозерцания древнерусских людей и довольно рельефно отражают на себе постепенную смену верований. Древнейшие памятники, из приводимых нами, свидетельствуют, что в XII-XIV веках языческие верования были довольно живы: имена древних богов живо сохранились в памяти народной, богам приносились жертвы. Но древнее язычество уже потускнело, память о нем утрачена настолько, что языческие божества смешиваются с христианскими, например, Богородицу смешивают с роженицами.
     Время шло, и древнее язычество тускнело все более и более. В памятниках XVI-XVII встречаются имена богов, но писатели употребляют их по старой памяти, искажают, прибавляют не существовавших богов, таких как: Лада, Полель и проч. Мимоходом, как бы нехотя, упоминается бес-хороможитель, т.е. домовой, о котором, очевидно, писатель не считает удобным говорить в сочинении, посвященном такому важному предмету, как пост. На почве древнего идолопоклонства у нас были какие-то недоразумения в отношении иконопочитания: как-то «написавше свет болваном» кланялись этому изображению, а также кланялись неделю болвану. Народ с трудом расставался с древними привычками и традициями: долгое время продолжались моления кладезные и речные. Праздники справлялись по-язычески: вместо того, чтобы идти в церковь, народ предавался играм и пляскам. И вообще в народе замечалась сильная склонность к развлечениям в духе древнего язычества. Русские люди плохо соблюдали пост. При потере близких людей, скорбь об умерших выражалась чисто языческим способом. Немало труда и забот было употреблено ревнителями благочестия для искоренения разного рода суеверий, примет, гаданий, веры в колдовство и проч. Все это нашло отражение в наших памятниках.
     Помещаемые в настоящем издании древнерусские слова и поучения служат приложением к первому тому нашего труда «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси», где эти памятники разбираются в систематическом порядке. Здесь, во втором томе, мы помещаем тексты слов и поучений с критическими замечаниями к ним.