Предисловие книги:
Джихад. Священная война мухаммедан / Агрономов А.И. – Казань: Тип. Коковиной, 1877. – 234 c. – репринтная копия
Постановления мухаммеданского законодательства о войне с неверными находятся в тесной связи с религиозным учением Мухаммеда, суть чисто религиозное учение, так как все мухаммеданские законы и вся жизнь мухаммедан основываются на религии, главным источником которой служит учение Мухаммеда, изложенное в Коране. Религия Мухаммеда обнимает собою все жизненные отношения мухаммедан и тем причиняет вред международной их жизни. Международная жизнь в своем развитии у мухаммедан нисколько не подвинулась вперед сравнительно с тем состоянием, в каком она была известна в пустынях Аравии в конце VI и начале VII веков, так что Деллингер справедливо сравнил неподвижность жизни мусульман с одеждою, которая была прилична дитяти, но которую не должен был покидать и муж, хотя она далеко уже не соответствовала его большому росту. Неподвижность и вечная неизменяемость мухаммеданского права основывается на следующем предании, дошедшем от Мухаммеда: «Всякое нововведение есть противообычие, а всякое противообычие есть заблуждение, а всякое заблуждение ведет в огонь адский».
В XIX веке, когда весь образованный мир только и заботится об укреплении мира, мухаммедане остаются верными характеру потомков Измаила, «руки которого на всех». Современный мухаммеданский мир руководствуется теми же постановлениями относительно всех немухаммедан, какими руководствовали первые преемники Мухаммеда и распространители ислама: Абу-Бекр, Омар, Осман и др. Бесчеловечные войны мухаммедан с иноверцами причинили много зла всему человечеству и христианству. Христианство кровью своих св. мучеников утвердилось на православном Востоке и в долговременной борьбе с неверием и нечестием утвердило свое учение, а потом в течение одного столетия лишилось почти всего, что стоило ему крови бесчисленного множества мучеников. При первых преемников Мухаммеда вся Аравия приняла ислам и встала под знамя священной войны для низвержения христианства, но еще сам Мухаммед хотел напасть на Ираклия, христианского Византийского Императора и только смерть не допустила его осуществить свои планы, хотя мусульманский меч, обагренный кровью аравийских христиан, не входил уже более в ножны. На этот меч с уважением смотрели и: Абу-Бекр, Омар и Алий. Абу-Бекр распространил ислам до Евфрата, а Омар покорил Сирию и Ирак. Персы и греки не могли противиться разрушительной силе меча Омара: Персия, Палестина, Египет покорились мусульманам, сняли со своих храмов кресты, уничтожили колокола и подчинились всем требованиям мусульман. Африка также составила завоеванную область ислама. Мухаммеданство распространилось здесь между маврами, которые в свою очередь сделались самыми ревностными распространителями его.
В настоящее время ислам властвует более чем над сотнею миллионов душ. В одной Европейской и Азиатской России в 1876 году насчитывалось 7428658 мусульман. Но на этом числе мусульманство не останавливается. Не теряя нисколько из своих последователей, оно с каждым годом, хотя медленно, но верно и прямо распространяется. «Эта религия, замечает Деллингер об особенной быстроте распространения ислама, снова является во всей силе первых своих дней и, по-видимому, одарена распространительною силою и удивительною гибкостью; она имеет громадный успех в архипелаге Индии, внутри Африки; она распространяется от Нигера чрез всю Африку до крайних пределов юга; она приобретает целые языческие царства и имеет успехи даже между христиан Абиссинии». Мусульмане находятся во всех провинциях Китая, не исключая Кантона и Нанкина». У нас в России действующими законами запрещена всякая пропаганда другой религии, кроме господствующей. «Одна господствующая церковь имеет право в пределах государства убеждать не принадлежащих к ней подданных к принятию ее учения о вере»; следовательно, мухаммеданство не имеет законных прав для своего распространения. Но, не смотря на это запрещение, мухаммеданство ведет тайную пропаганду своей веры и в нашем отечестве.
Распространяясь, мухаммеданство сообщает принимающим его не только свое учение, законы и пр., но и самый дух законов, так сказать душу мухаммеданства. Ни особые условия страны, ни природный характер народов, среды которых распространялось мухаммеданство, не спасали их от этой навязчивости ислама. Мухаммеданство, созданное в отношении практической жизни по мерке арабского характера, подводит под эту же мерку все народы, которые удается ему подчинить своему влиянию. Не смотря на более чем двенадцативековое свое существование, мусульманство также фанатично теперь, как и при Мухаммеде. Огонь мусульманства времен Мухаммеда и халифов не только не угас, но напротив все более и более разгорается и своим пламенем стремиться обнять всю вселенную. По словам Васильева «мусульманство имеет все задатки для того, чтобы наэлектризовать своих прозелитов. Турки, персы, индийцы были в свое время тоже индефференты, если еще не более чем в наше время китайцы, для которых переменить свою веру на какую-нибудь другую ровно ничего не значит, а между тем, исповедуя мухаммеданство, они готовы вспыхнуть при малейшем посягательстве на их религию, как это и было действительно».
Распространяясь и наэлектризовывая души своих прозелитов, мухаммеданство, постоянно сталкивается с другими религиями и входит в известные уже враждебные отношения со всеми не-мухаммеданами. Враждебность эта засвидетельствована опытами жизни и обобщена в следующих выражениях Деллингера: «несомненная истина, что ни одна религия не питает такой глубокой закоренелой ненависти против христианства, как исламизм, и эта бесконечная ненависть тотчас передается всем народам, которые принимают мухаммеданство. Никакая религия не нанесла христианству такого вреда, как исламизм, потому что для мухаммеданской совести Коран - все, а Коран внушает только ненависть и презрение к христианам».
Такая вражда и ненависть мухаммедан к христианам, засвидетельствованная историей христианской церкви, препятствует и теперь распространению христианства. «В настоящее время, замечает Васильев, борьба между христианством и мусульманством далеко еще не кончена и вовсе не клонится на сторону первого. В новом свете, на островах Восточного Океана это положим так, но в старом, если бы не было России, какое бы мизерное пространство выпало на долю христианства и какая необозримая площадь представлялась бы занятою мухаммеданством. Кроме России, христианство, можно сказать, решительно не подвигается вперед в старом свете. «В самом деле, в мухаммеданский мир проникают, хотя и в незначительной степени наши знания, плоды изобретений и открытий, словом европейская цивилизация, насколько она вынуждается необходимостью вследствие лености, апатии и неспособности мухаммедан к самостоятельному совершенствованию. Можно сказать, что мухаммедане вследствие своих отношений с христианскими народами, в сказанном отношении сделали некоторый шаг вперед. В религиозном же отношении христианские народы весьма мало успели у них. Проповедь христианских миссионеров, успешная в языческих странах, как например, в Японии, мало успела в мухаммеданских странах. «У нас в России, начиная со времен первого казанского Святителя Гурия и до наших дней самой неблагодарной почвой, на которой сеяно было благотворное семя христианства, было и есть мухаммеданство. Из всех казанских инородцев исповедники мухаммеданства оказались и оказываются упорными врагами христианства».
Питая вражду к христианству, мухаммеданский мир находится в постоянной борьбе с христианской Европой. Он не только воюет, но и старается побеждать христианство. Гуманные начала наших войн не проникают в войны мухаммедан, которые в своей военной системе остаются верными воинственной бесчеловечной практике арабов времен Мухаммеда и халифов. Завещание Омара: «мы должны поедать христиан. И наши потомки должны поедать их потомков, до тех пор, пока будет существовать исламизм» соблюдается мухаммеданами до наших дней.
В виду столь громадного вреда, какой причинило мухаммеданство христианскому миру в прошедшем, какой оно причиняет ему в настоящее время и какой может причинить в будущем - ввиду бесчеловечных предписаний Корана и столь же бесчеловечного завещания Омара относительно войны мухаммедан с неверными, - христианам особенно нужно ясно представлять это учение, возбуждающее в мухаммеданах кровожадные инстинкты, нисколько не умеряемые ни образованием, ни прогрессом в человеческой жизни. В предлагаемом сочинении мы: 1) рассмотрим происхождение мухаммеданского учения о войне с неверными; II) изложим подробности этого учения по Корану и законоведению и III) раскроем влияние войны мухаммедан с неверными на историю христианства, на жизнь мусульман, на жизнь подвластных мусульманам иноверных народов и на жизнь всех вообще иноверных народов.