Предисловие книги:
Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека / Машанов М. – Казань: Типо-лит. К.А. Тилли, 1876. – 350 с. – репринтная копия
ВВЕДЕНИЕ
История свидетельствует, что все народы, стоящие на разных ступенях развития, обладали жизнью семейной: семья есть неотделимое достояние всех народов. Следя за состоянием семейной жизни в разные времена и у разных племен, мы находим в этой области чрезвычайное разнообразие. В одно время и у одного народа мы находим те основы семейной жизни; в другое время и у другого народа семейная жизнь представляется нам совершенно с иными характеристическими чертами. Но при внимательном рассмотрении семейной жизни, нам, при всем разнообразии ее форм у разных народов разных времен, представится одна общая черта, как неотъемлемое условие этой жизни, условие, существовавшее и существующее во все времена. Условие это - брак. С глубокой древности до настоящего времени было много самых разнообразных постановлений о браке, но не и не было ни одного народа, который бы не имел брака. История, легендарные сказания и предания разных народов не дают нам даже и права предполагать, чтобы кого-нибудь существовало такое общество, в котором не было бы законов о браке, хотя самых простых. В этом, между прочим, можно видеть одно из существенных, положенных самою природою, отличий человека от животных: у животных нет брака, как брака, а есть лишь простое и временное соединение двух особей разного пола; между тем у людей постоянно существовало и существует стремление к брачной жизни. Брачный союз есть, поэтому одно из тех отношений полов между собою, которые (отношения) заключаются в нравственно-духовной природе человека, а не простое следствие чувственного влечения. В противном случае история человечества представляла бы нам такие общества, в которых брак стоял бы на степени простого удовлетворения чувственным потребностям. Не общество, не государство своими юридическими постановлениями изобрело и установило брак: брачный союз не тогда появился, когда уже образовалось государство и когда нужно было регулировать отношения между полами. Брак не обязан своим происхождением постановлениям общественным и гражданским: он существовал еще задолго раньше их; у самых диких народов, при отсутствии почти всяких общественных отношений, брак существовал и существует. Брачный союз есть, поэтому праотец общества и государства, а не потомок их. Общество и его законы только регулируют брачные отношения, придают им те или другие гражданские права, сообщают браку ту или другую форму, но отнюдь не образовали самую идею брака, которая врождена человечеству с самых первых эпох его существования.
Такое существование в душе человека наклонности к брачной жизни неизбежно заставляет нас согласиться с тем, что сказал нам об этом Моисей в своей истории творения человека. Нельзя представить брак иначе, как первоначальным божественным законом, стремлением, вложенным Творцом в душу человека, о чем говорит нам богодухновенный писатель первой истории человечества. По бытописанию Моисея, человек, вскоре после своего сотворения, ощутил в своей душе нечто такое, что заставляло его чувствовать себя одиноким; он увидел, что ему недостает такого существа, которое бы дополняло его, несмотря на все совершенство его богоподобной природы. Бог внемлет этому естественному влечению человека и по Своему таинственному и предвечному совету творит ему жену. Только теперь человек почувствовал себя полным человеком, только теперь у него могло удовлетвориться естественное стремление к общественной жизни и браку. Жена была создана из костей и плоти мужа, так что между ними образовался неразрывный, постоянный союз. Наклонность человека к семейной жизни осталась в нем навсегда, обратилась в постоянное его стремление, которое коренится в самой духовной природе человека.
В силу своего божественного происхождения, идея брака легла в основу человеческих отношений: первыми отношениями между людьми были отношения брака; семья немыслима без брака. Заметивши это, мы, тем самым, говорим, что брак есть основа отношений общественных. Нельзя себе представить общества, которое не имело бы своим основанием семейных отношений; семья же основывается на браке; следовательно, брак является прототипом, прародителем общества и государства; общество есть не что иное, как дальнейшее распространение семьи.
При такой тесной связи общества с семейной жизнью, а через нее с брачным законодательством, брак всегда имел громадное влияние на общество и оказывал на него то благородное, то гибельное действие. При хорошем состоянии брачных отношений и брачных законоположений общество благоденствовало, при упадке их общество неминуемо шло к погибели самыми быстрыми шагами, так что никакие учреждения, никакие законы не могли поддержать того общества, в котором положение брака было не нормально. История всех народов прошедшего времени доказывает эту тесную связь и зависимость общества от брачных отношений. Персия, Греция, Рим и другие государства только тогда были сильны и процветали, когда имели правильный брачный институт; но лишь только брак искажался в государстве многоженством, разводами и унижением женщины, - неминуемо следовала порча нравов, внутренние беспорядки, обезлюденье целых провинций и, наконец, совершенный упадок государства.
Сознавая такую тесную связь и такое важное значение брака для семьи, общества и государства, основатели религий никогда не упускали из виду брачных отношений, так как религия всегда является, между прочим, с тою целью, чтобы улучшить и облегчить жизнь людей на земле, водворить между ними правильные отношения и правильные законы.
Вот почему мы не находим ни одной религии, которая бы прошла молчанием брачные отношения человека, которая не коснулась бы этих отношений и не постаралась бы изменить их сообразно со своими идеями. Каждая религия, сообразно своему идеалу, стремилась сообщить браку те или другие формы, направив его так или иначе, потому что было невозможно оставить без своего влияния эту основу человеческих отношений в семье и государстве. Какова была религия, каковы были ее идеалы и направление, такими являются и брачные отношения, установленные ею; постановления религии о браке неизменно соответствуют духу целой религиозной системы: каков характер целой системы, таков и брак.
Потому-то христианство и ислам, явившись в мир с целью преобразовать и направить на тот или другой путь современное человечество, взяли и брачные отношения под свой контроль. В названных двух, как и вообще во всех религиях мира, брак является как нельзя более соответствующим всему характеру религиозной системы. Поэтому в законоположении о браке яснее всего обнаруживается то огромное различие, которое существует между духовным в высшей степени направлением христианства и чувственностью ислама. Освятивши своим авторитетом совершенно различные законоположения о браке, как основании семейных и общественных отношений, христианство и ислам пришли к совершенно различным результатам. Христианский брак и мухаммеданский, различные по своему духу, произвели диаметрально противоположные действия на семью и общество.
В чем заключается основной характер христианского и мухаммеданского законодательства относительно брака, в чем состоит существенное различие этих законодательств и к каким результатам они пришли, т.е. какое влияние оказал христианский и мухаммеданский брак на жизнь семейную и общественную, - это и будет составлять предмет нашего исследования.
Для ясного и определенного представления о том и другом браке, мы сначала установим понятие, определим характер и изложим законоположения о христианском браке, а потом сравним с ним мухаммеданское понятие и законоположение о браке. Это будет составлять два отдела первой части. Затем мы проследим, каким образом брак христианский произвел и какое произвел влияние на жизнь семейно-общественную; наконец рассмотрим влияние мухаммеданского брака в тех же отношениях. Это будет составлять два отдела второй, последней части.