Предисловие книги:
Воззрения московского митрополита Филарета по вопросам: о церковном законодательстве, о материальном обеспечении духовенства, о снятии священного сана и о браке / Меньшиков А. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1894. – 196 с. – репринтная копия
В сочинениях московского митрополита Филарета заключается обильный источник весьма важных материалов по многим отраслям богословской науки. Богословская наука уже обогатилась несколькими монографиями по части теоретического богословия, составленными по этим материалам. Затем наступила очередь разработки материала, касающегося церковного устройств и управления. Так, преподаватель Московской духовной академии г. Заозерский составил ко дню празднования столетнего юбилея со време6ни рождения митрополита Филарета монографию, в которой поставил своей задачей охарактеризовать его приемы управления епархией (Юбилейный сборник, т. II. Москва. 1883. стр. 48-88). Затем г. Беляев напечатал в Прав. Обозр. (1889 г. сентябрь, ноябрь-декабрь) статью под заглавием: «Вопросы и события 60-х годов и отношение к ним Филарета», где сообщает извлечения из мнений митрополита Филарета по разным вопросам церковно-общественного характера, которые волновали русское общество в указанное время, расположив их в хронологическом порядке. Есть еще опыт систематизации воззрений митрополита Филарета на государство, происхождение и полномочия государственной власти, составленный одним из сотрудников покойного редактора Московских ведомостей - Каткова. Под заглавие «Государственное учение Филарета митрополита московского». Наконец в прошедшем году в Чтениях общества люб. дух. просв. (1892. янв. стр. 177-190, окт. стр. 538-608) напечатана ученая монография г. Наумова под заглавием «Филарет митрополит московский как канонист», отличающаяся многими научными достоинствами. В ней излагается учение митрополита Филарета по важнейшим каноническим вопросам, а именно: об источниках церковного права, об устройстве и управлении современных православных церквей, о вселенских и больших поместных соборах, о сношениях между автокефальными церквами, о русском св. синоде, об отношениях русских епископов между собою, об участии мирян в церковных делах к государству и пр. Но во всех указанных монографиях далеко не исчерпан материал касательно церковного устройства и управления, содержащийся в сочинениях Филарета митрополита московского. Еще можно составить по этим сочинениям целые отделы науки церковного права, которые не затронуты в перечисленных уже опытах разработки этого материала, напр. о снятии священного сана, о браке и пр. Да и в тех отделах, которые уже затронуты в печати, можно сделать значительные дополнения к тому, что уже напечатано. По обстоятельствам и мы заинтересовались каноническим материалом в сочинениях митрополита Филарета и продолжаем заниматься им, не предрешая вопроса о том, к каким конечным результатам приведут нас эти занятия, мы считаем возможным и уместным поделиться с читателями Православного Собеседника некоторыми отделами нашего труда, указанными выше, из которых два последние еще не были затронуты в печати, а два первые хотя и вошли в монографию г. Наумова, но в другой постановке, чем у нас, и с немалыми пропусками важного материала.