ПРЕДИСЛОВИЕ
До настоящего времени ни в русской, ни в иностранной литературе нет более или менее полной истории армянской церкви. Вышедшая более 200 лет тому назад HistoriaArmenaecclesiasticaetpoliticaкатолика Галана с его же Conciliatioи переведенная вначале истекающего столетия с армянского на английский (с сокращениями) компилятивная история армяно-унианта Чамчиана HistoryofArmeniaдоселе еще составляют главный источник сведений по истории армянской церкви. Если сюда присоединим CompendiostoricoСурпоса, дополнения С.-Мартена к HistoireduBas-EmpireЛебо, Histoiredogmes, traditionsetliturgiedel’eglised’Arm. Orient. анонимного автора (небольшой очерк), Esquissedel’histoired’Arm. Шахназаряна (столь же небольшой очерк) и, наконец, краткие отделы в обширных курсах общей церковной истории, в особенности немецких авторов, то мы перечислим почти все, что существует на европейских языках для удовлетворения любознательности общества в отношении истории армянской церкви. По частным вопросам, касающимся армян, в периодических, преимущественно французских, и в отдельных изданиях есть масса статей и целых сочинений; но во всей этой огромной и разнохарактерной литературе весьма мало прямо относящегося к истории армянской церкви, а то, что есть, принадлежит или последователям армянской церкви, или ученым, не считавшим богословие своей специальностью, и потому касавшимся церковной армянской истории как бы мимоходом, с оговоркой своей некомпетентности. На русском языке, кроме двух очерков, переведенных с французского (один покойным Эмминым, другой неизвестным лицом; первый помещен в Правосл. Обозр., второй вышел отдельным изданием под заглавием «Церковь Армяно-григорианская»), и нескольких страниц в «Обозрении Армении» Худобашева, нет ничего, что могло бы дать цельное представление о прошлом армянской церкви. Из специальных исследований по частным вопросам истории армянской церкви заслуживает серьезного внимания только исследование проф. Троицкого «Изложение веры ц. Армянские», в котором подробно разобран догматический документ XII в., принимаемый теперь армянскою церковью, и между прочим дан краткий очерк отношений армянской церкви к православной и православной церкви к армянской.
Меду тем потребность в полной и научно-беспристрастной истории армянской церкви несомненно есть. Армянская церковь представляет своеобразное явление в христианском мире; уже по одному этому изучение истории этой небольшой ветви христианства любопытно. Но интерес увеличивается еще оттого, что армянская церковь подозревается в неправославии. На почве истории легче всего и всего убедительнее может быть решен вопрос о том, православна ли армянская церковь. Беспристрастное изучение истории армянской церкви должно показать, откуда происходят наблюдаемые теперь особенности этой церкви, есть ли это неповрежденное наследие древности, как настаивают армяне, или это позднейшее извращение древнего учения и церковных преданий, и были ли клеветами те обвинения, которые выставляли против армян греки.
Предлагаемое сочинение представляет опыт более или менее подробного начертания истории армянской церкви. Автор не ставил себе широких задач, предпринимая свой труд; цель его была собрать по возможности из всех доступных неармянину армянских и других источников вполне достоверные сведения по истории армянской церкви и дать собранным фактам посильное освещение и истолкование, руководясь строгим беспристрастием православного исследователя. Так как всякое историческое явление становится вполне понятным лишь взятое в связи с современными обстоятельствами, то я старался рассмотреть собранные факты в тесной связи с теми условиями и настроениями, среди которых они совершились. Этим объясняется, что в предлагаемой церковной истории уделено большое место гражданскому элементу. С другой стороны, предназначая свой труд главным образом для лиц, не принадлежащих к армянской церкви, для которых не представляют интереса многие подробности армянской церковной истории, я опустил все такие подробности и ограничился только тем, что имеет общий интерес.
Кто знает, что такое армянские источники, тот не будет слишком строг к возможным ошибкам автора. Чтобы безошибочно согласить разноречивые показания армянских источников, правильно распутать многочисленные узлы их хронологических ошибок, верно распознать, где правда, где ошибка и недомыслие и где тенденциозная ложь, - для этого нужно обладать большой критической способностью и громадной эрудицией, и быть может, пройдет еще много времени, прежде чем окончательно будет установлено действительное значение этих источников. Свой взгляд на древних армянских историков я изложил в особом сочинении «Древние армянские историки как исторические источники. Одесса, 1899 г.». В нем же читатель найдет объяснения тем отступлениям по части хронологии, которые встречаются в настоящем труде.