Предисловие книги:
История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. От торжества христианства при Константине Великом до окончательного падения греко-римского язычества при Юстиниане: (313-529). Период 2 / Борис, архим. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1890. – 544 с. – репринтная копия
Научные мотивы, побудившие автора предлагаемого труда приступить к исследованию истории отношений христианского просвещения к древней греко-римской образованности с достаточною обстоятельностью выяснены в брошюре «Вопрос о классиках», служащей введением в эту истории. Там указано важное научное и практическое значение избранного предмета исследования, а также намечены главные задачи, представляющиеся при его научной разработке. Часть этих задач автор старался разрешить в первом выпуске «истории христианского просвещения», вышедшем пять лет тому назад. Но потому, что там было сделано автором для выполнения поставленных им проблем, нельзя составить надлежащего представления о полной мере научного интереса, какой может и должна иметь разработка данного предмета. Нетрудно видеть, что содержание первого выпуска «Истории христианского просвещения» сосредоточивается главным образом около одного пункта, именно около вопроса об отношении разума к вере, знаний к Откровению. Это объясняется тем, что таков был предмет, занимавший преимущественно мысль самих церковных писателей первого периода, когда им приходилось касаться греко-римской языческой образованности и отношения ее к христианству. Но этим вопросом далеко не исчерпывается весь интерес данного предмета. Нужно сказать более: он даже не представляет собою того, что должно считать наиболее важным в его разработке. Главный интерес этого предмета приходится на долю вопросов, решение которых должно быть задачей дальнейшего исследования, где предстоит шаг за шагом проследить процесс постепенного формирования и развития различных отраслей христианской науки и литературы под влиянием древней греко-римской образованности. Нужно воспроизвести пред умственным взором читателя хоть в главных чертах картину этой громадной лаборатории мысли, показать, как в течение веков мало-помалу перерабатывался в новые формы драгоценный литературный и научный материал, почерпнутый христианскими народностями из классических источников. Прежде всего здесь нашему умственному взору представятся строгие и величественные образы святых отцов и учителей церкви, составивших нам нетленные памятники своего могучего гения и своей неутомимой деятельности. Неизмеримо велики и чрезвычайно разнообразные заслуги их христианскому миру. Святые учители церкви не ограничивали своих забот одним только религиозно-нравственным воспитанием христианского общества, раскрытием православного учения и защитою его против язычников и еретиков. Они заботились также и о светском образовании верующих. Вселенские великие учители и другие отцы церкви и церковные писатели в целом ряде своих творений раскрыли пользу и метод изучения памятников древней классической литературы и науки. Наставления их, конечно, не остались без сильнейшего влияния на усвоение христианами образовательных элементов античной духовной культуры. Но и собственные их творения носят на себе явные и многочисленные следы влияния на них со стороны последней. В высшей степени важно и интересно проследить по этим памятникам, как христианские ученые и писатели старались соединить и согласить со своим религиозным миросозерцанием идеи и принципы древней греко-римской науки и литературы, как в формы последних переносилось христианское содержание, как вообще на почве античной образованности стала постепенно развиваться новая, христианская цивилизация. Попытаемся же развернуть пред читателями хоть часть этой грандиозной исторической картины, притом часть этой грандиозной исторической картины, притом часть наиболее важную как по своему внутреннему значению, так и по отношению ко всей последующей истории христианского просвещения. Хронологическим пределом нашего исследования будет факт окончательного падения греко-римского язычества, совпадающий с началом царствования императора Юстиниана (527-565), откуда принято считать начало уже нового периода в истории христианского просвещения, так называемого византийского.