Предисловие книги:
Первые времена христианства в России по церковно-историческому содержанию русских летописей / Аристов Н.Я., проф.; Предисл.: В. Симанский. – С.-Пб.: В.К. Симанский, 1888. – 192 с. – репринтная копия
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
15-го июля текущего года, т.е. в день памяти св. равноапостольного великого князя Владимира, нареченного во св. крещении Василием, русским народом будет праздноваться 900-летие со времени всеобщего введения этим князем в России христианской веры, что как доказывают наши историки, совершилось в 988-м году. Само крещение своего народа было произведено св. Владимиром в городе Киеве, на реке Днепре, при торжественной обстановке: св. князь, в сопровождении разряженных бояр, вельмож и собора греческих священников, явился туда к моменту совершения великого обряда сам лично, приказав заблаговременно уничтожить всех идолов и кумиров, которые были расставлены на многих площадях города.
Хотя с верой христианской, согласно преданиям, Россия (Скифы) познакомилась, через св. Андрея Первозванного, и вскоре по вознесении Христа на небо, т.е. еще в первом полустолетии по Р. Хр., но, несмотря на это, она в течение слишком 8-ми столетий находилась вся в языческом состоянии! За сто же с небольшим лет до всеобщего крещения Руси, христианская вера стала проникать в русское общество уже все больше и больше: из грамот Константинопольских патриархов (Фотий и др.) можно усмотреть, что в 866 и последующих годах многие из русских людей исповедовали учение Христа; Российская княгиня св. Ольга (во крещении - Елена) крестилась в Царьграде за 30 с небольшим лет до крещения св. Владимира.
В виду предстоящего празднования 900-летия этого великого события в России, для многих, надо думать, не безынтересно будет ознакомиться как с нравственным и религиозным состоянием России того времени, так и с неподготовкой тогдашнего русского общества к пониманию великих идей Христа. В предлагаемой книге, заключающей в себе три различных статьи Н.Я. Аристова, набросана полная картина борьбы молодой христианской русской веры с отживавшей и глубоко укоренившейся языческой; первая вводилась, в большинстве случаев, силой, а не убеждением, что и затрудняло долгое время ее распространение. Понятно, что тогдашние молодые христиане были таковыми по большей части только по внешности, так как до истинного понимания и исследования учения Христа и теперь спустя 900 лет после крещения Руси, дошли очень и очень немногие! Но… «Верное и точное изучение исторической жизни - справедливо говорит г. Аристов в начале первой своей статьи - дает самое лучшее средство для понимания ее в настоящую пору»…
Выпуская ныне эти три статьи г. Аристова отдельной книгой, одним названием, я старался, однако, сохранить как полный подлинник каждой из статей, так и встретившиеся в них особенности правописания, ибо как мне известно, самим профессором хотя и было приступлено к исправлению, сведению и обработке множества своих разнообразных статей, в том числе и этих трех, но все это осталось, к сожалению, неоконченным им.
В. Симанский
С.-Петербург
11 Июня 1888 года