Предисловие книги:
Три первые века христианства: Восемнадцать чтений, составленных преимущественно по Гизелеру и Гагенбаху, с выдержками из первоисточников и с библиографическими примечаниями / Терновский Ф., преп. церк. истории в Ун-те св. Владимира, Терновский С., преп. церк. истории в Казан. духов. акад. – Киев: Унив. тип., 1878. – 274 с. – репринтная копия
ПРЕДИСЛОВИЕ
Задача настоящего издания - дать студентам опорный пункт для самостоятельных занятий церковною историею. С этой целью представляется: а) сжатый очерк церковной истории первых трех веков христианства, составленный преимущественно по Гизелеру и Гагенбаху; б) в самом тексте чтений ряд выдержек из греческих и латинских первоисточников в подлиннике; в) в подстрочных примечаниях библиографический свод того, что дает русская литература относительно первых трех веков христианства.
В основу очерка положены Гизелер (Lehrbuch der Kirchengeschichte von Dr. Ioh. Karl Ludwig Gieseler ord. Prof. in Gottingen Bonn. 1844) и Гагенбах (Kirchengeschichte in Vorlesungen von Dr. K. R. Hagenbach ord. Prof. in Basel. Leipzig 1860); - первый своею сжатостью, серьезностью и ученою основательностью, подобный Шлоссеру; - второй - своею кроткою и светлою объективностью, напоминающий нашего Карамзина. Эти качества, в соединении со свободною от предзанятых и крайних отрицательных воззрений, дают нашим авторам высокое не только научное, но и образовательное значение.
Приводимые в тексте выдержки важнейших для церковной истории мест из латинских и греческих первоисточников (Иосифа Флавия, Евсевия, Плиния, Климента Александрийского, Тертуллиана, актов мученических и т.д., придавая нашему труду характер христоматии, конечно, не затруднят студентов, воспитавшихся на классической филологии, и в то же время поставят их в такое непосредственное общение с писателями древности, которого не заменит никакой пересказ.
Что касается до подстрочных библиографических примечаний, то они могут иметь значение для того, кто пожелал бы расширить свои сведения по тому или другому отделу церковной истории, не выходя на первый раз из пределов русской литературы. Русская церковно-историческая литература не богата, но и не в такой степени бедна, чтобы в ней ничего нельзя было найти. Только предубеждение относительно ее незначительности и разбросанность ее произведений по мелочам во множестве книг и периодических изданиях - заставляли нередко даже деятелей духовной науки обращаться прямо к иностранной литературе и с большим трудом обрабатывать, сочинять и пускать в печать то, что и без того давно уже существовало в русской печати. Обстоятельная, и притом имеющая дело не с одними заглавиями, но и с самими книгами, библиография могла бы дать ключик русской церковно-исторической литературе. пригодной как для специалистов, так и для случайных любителей церковной истории. В этих соображениях мы и будем, параллельно содержанию чтений, делать кое-какие доступные нам библиографические указания, не ручаясь за их полноту, но рассуждая, что лучше дать что-нибудь, чем ничего.
Вышеизложенное постановкою дела наше издание отличается от других существующих в русской литературе сочинений, имеющих предметом ту же эпоху, бесспорно важнейшую в истории человечества: т.е. первые три века нашей эры.
Ни доставление легкого и назидательного чтения, как у Муравьева (первые четыре века христианства, 3-е издание. СПб. 1866), ни опровержение исторических притязаний папства, как у о. Владимира Гэтте (История церкви по подлинным и достоверным памятникам. Перевод с французского I-II. СПб. 1873); ни простая погодная запись как у о. Арсения (Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные. СПб. 1869) не являются задачею нашего труда. Ближе всех по своей постановке наш труд подходит к неоконченному труду проф. И.В. Чельцова (История христианской церкви. СПб. 1862 - первая часть первого периода), но отличается от него присутствием библиографии и выдержек из первоисточников.
Т.
30 марта 1877 г.