Предисловие книги:
История религии: Очерк первобытных верований и характер великих религиозных систем: Перевод с английского / Мензис А., проф. ун-та С-т Андрью в Шотландии; Пер.: М. Чепинская. – С.-Пб.: Изд. Ф. Павленкова, 1897. – 340 с. – репринтная копия
ВВЕДЕНИЕ
Этот небольшой том посвящен науке сравнительно новой. Только в последнее двадцатипятилетие внимание западной Европы стало серьезно устремляться на великие религии Востока, и изучение этих древних религиозных систем привело к сознанию, что мир обладает не одной, а несколькими, даже многими религиями, но и эти религии представляют между собой много отличного и много сходного. Прежнее мнение, будто религии познаются по сравнению с христианством, теперь в значительной мере отвергнуто; с другой стороны, открыты новые области знания для тех, кто берется изучать религии человечества. Благодаря новым методам исследования, религии Греции и Рима были изучены так, как никогда раньше; и все прочие религии, о которых прежде ничего не знали, теперь, благодаря новому способу изучения их, открыли нам свою историю. Новая наука - наука о первобытной человеческой жизни на земле, пролила свет на многие первобытные верования и обряды, на древние религиозные идеи; рассказам миссионеров и других о диких племенах, живущих в настоящее время в различных частях земного шара, теперь придается такое значение, о каком прежде и не думали. Таким образом, мы находимся в положении весьма отличном от положения наших отцов, которые изучали религию всего мира, как нечто цельное. Для них их собственная религия была истинная, а остальные ложными. Кальвин говорил об «огромном болоте заблуждений», в которое погружен весь мир вне христианства; ему не нужно было копаться в этих заблуждениях, он мог только прямо выступить с проповедью истинного учения. До наших дней на деле держалось убеждение древних отцов церкви, будто все религии, за исключением иудейства и христианства, были поклонением демонам, будто в них царствуют демоны; иначе впрочем, и не могло быть, так как, кроме иудейства и христианства, другие религии не были известны. Подобное невежество прекратилось, и мы должны составить суждение о предмете на основании имеющихся у нас средств для его освещения.
Развитие религии идет рука об руку с движением цивилизации; сообразно с тем, какова цивилизация известного народа, такова и его религия. Напрасно стали бы мы искать сочетания первобытных нравов и обычаев с возвышенной религией. По-видимому, часто имеет место обратное. Религия или, вернее, религиозные верования и обряды, часто остаются позади цивилизации и держатся еще долго после того, как разум и совесть осудили их. Это происходит потому, что человек более всего в жизни ценит религию и неохотно меняет обряды, в которые сильно замешано его чувство. Но религия должна отражать идеалы того общества, которое ее исповедует; нужды, ощущаемые обществом в известное время, должны составлять содержание его молитв; жертвоприношение должны быть таковы, какими их допускает общественное чувство; боги, чтобы сохранить уважение общины, должны с течением времени видоизменяться и находиться в живой связи со своим народом. И если верно то, что в общем цивилизация подвинулась вперед, если, как утверждает Тайлор, человек начал развиваться с низших ступеней, и не смотря на периоды упадка, в общем не переставал развиваться, - то же самое можно сказать и относительно религии. Она также началась с грубейших форм и постепенно совершенствовалась. Религия в сущности есть внутренняя сторона цивилизации, и в ней выражается основной дух человеческой жизни в различные времена и у различных народов. Религия известного народа есть самое верное выражение его характера и наиболее точно отражает в себе его положение, его цели и политику. Религия известного времени показывает, что в это время было предметом человеческих стремлений и упований, когда поблекли старые надежды, а новые только зарождались. Поэтому изучение религий всего мира есть изучение самой души мировой истории; это изучение желаний и упований, которых в течение всей истории люди не только не стыдились, но которыми гордились, которые готовы были исповедывать. Трудно представить себе более увлекательный предмет изучения. Правда, что для полного исследования этого предмета требуется так много, что лишь весьма немногие могут удовлетворить этим требованиям. Тот, кто хочет правильно относиться к истории религии, должен быть хорошо знаком с историей цивилизации вообще; он должен исследовать обширную область первобытной жизни и мысли, недавно открытую нам, должен быть, как дома во всех веках, во всех народах, с самого начала истории. В такое время, как наше, когда ежегодно проливается новый свет на все стороны нашего предмета, никакое изложение не может быть полным или быть более чем опытом. На каждом шагу изучающего придется отсылать к более полным источникам.