Вопрос о соединении церквей принадлежит к числу вопросов, которые так медленно разъясняются, что проходят целые века прежде, чем они хоть несколько приблизятся к своему решению или по крайней мере вступят в тот фазис развития, который незаметным образом приближает их к окончанию. Несмотря на всю медленность своего развития в течение 8 веков этот вопрос двинулся, однако, настолько, что в настоящее время можно уже подметить несколько фазисов в его развитии. Именно, по нашему мнению, он прошел два периода, и в настоящее время для него наступает третий. Из вопроса, решаемого официальным путем правительствами и духовенством той и другой стороны посредством обоюдных договоров словесных и сделок на бумаге, он превращается - около времени реформации с падением греческой империи, с умножением различных орденов в западной церкви, в особенности с появлением иезуитского ордена и других близких по духу к нему, - в вопрос решаемый в среде народных масс средствами нравственными по преимуществу, и только в редких случаях официальными. Начинается ловкая, по большей части замаскированная пропаганда с одной стороны, и глухая борьба народных масс - с другой. Но так как ни официальные сделки во время существования греческой восточной империи, ни нравственное, хотя и весьма ловкое, насилие в среде новых православных народностей, по преимуществу славянского племени, не привели к давно ожидаемому единению церквей, то в настоящее время к решению этого вопроса хотят идти по иному совершенно новому пути. Вопрос переходит в область науки. За его решение берется наука, надеясь, что своим беспристрастием она сумеет умиротворить церковь Христову, что она найдет чистую истину, которая привлечет к себе все христианские общества. На западе образуются даже общества, по преимуществу людей ученых с целью примирения вероисповеданий. Наука о вероисповеданиях из полемического богословия превращается в примирительное (ириническое). Таково положение вопроса в настоящее время, после восьми веков со времени его появления. Мы избрали для своего очерка первые четыре века, когда вопрос только что появился и был в первом периоде своего развития, когда он решался по преимуществу на православном греческом востоке и когда еще существовала греческая восточная империя.
Прежде чем приступить к изложению самых попыток к соединению церквей в этот период, постараемся сделать коротенький очерк обстоятельств, подготовивших окончательное распадение церквей в XI веке.