Предисловие книги: История христианской церкви от апостольского века до наших дней: Перевод с 6-го английского издания. От апостольского века до разделения церквей. Т. 1 / Робертсон Д.С., проф. церков. истории в Королев. коллегии в Лондоне; Пер.: А.П. Лопухин, проф. – 2-е изд. – Петроград: : И.Л. Тузов, 1916. – 1124 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Изданными раньше переводами избраннейших произведений иностранной богословской литературы мы имели в виду восполнять по мере сил существующие в нашей отечественной богословской литературе пробелы. Та же самая цель имелась нами в виду и при издании предлагаемого полного курса Истории Христианской церкви. Среди богословских наук церковная история давно уже пользуется наибольшим вниманием наших ученых, и по ней уже имеется у нас довольно значительная литература, отдельные произведения которой обращали на себя заслуженное внимание даже за границей. Но, к сожалению, вся эта литература имеет отрывочный, монографический характер, и доселе у нас нет ни одного такого полного курса общей церковной истории, который бы выходил за пределы краткого компилятивного учебника. В то время как на Западе имеется бесчисленное множество подобных курсов, рассчитанных на удовлетворение всевозможных церковно-исторических запросов: от кратких очерков до многотомных сочинений, и на этом поприще выступали многие знаменитые историки, составившие славу своему имени, у нас доселе были лишь робкие и неудачные попытки в этом отношении, притом никогда не доводившиеся до конца и даже и в самых скромных размерах. Ввиду этого едва ли есть какая-либо надобность долго останавливаться на оправдании появления в свет предлагаемого издания.
     Издатель наших сочинений и переводов И.Л. Тузов давно уже обращался к нам с просьбой перевесть какой-либо полный курс общей истории христианской церкви, потребность в котором так сильно ощущается в русской читающей публике. Задача эта оказалась весьма трудной, потому что в западном инославном христианском мире при всем богатстве его церковно-исторической литературы нет ни одного такого сочинения, которое могло бы вполне и безусловно соответствовать потребностям православного читателя. Если и вообще на произведениях западной христианско-богословской литературы лежит отпечаток своеобразного инославного миросозерцания, то это тем более выступает в церковной истории, вопросы которой и служат главным предметом спора между отдельными частями разделенного христианского мира. И тут при чтении даже знаменитейших курсов невольно бросается в глаза печальная истина, до какой степени укоренившаяся веками предубеждения пагубно влияют на беспристрастное даже самых выдающихся умов, и христианский мир, вероятно, еще долго не дождется такого историка христианской церкви, который, стоя выше всех исторических предубеждений, одинаково предлагал бы церковно-историческую правду всем, кто хочет познать ее в ее безусловной истинности. Только весьма немногие из церковных историков обладают таким истинно христианским мужеством, чтобы подниматься выше вероисповедных предубеждений и писать историю церкви не для отыскания в ней подтверждения предзанятых церковно-вероисповедных положений, а исключительно ради самой исторической правды, и таковых нельзя искать ни в римском католицизме, ни в протестантизме - в их крайнем развитии. Более беспристрастными в этом отношении оказываются представители таких посредствующих вероисповедных систем, как англиканство и старокатоличество, и произведения ученых этого рода только и могут более или менее соответствовать потребностям православного читателя, предлагая ему историю церкви в ее сравнительно свободной от предзанятости простоте.
     К числу последнего рода произведений, несомненно, принадлежит и предлагаемое в русском издании сочинение английского церковного историка Джемса С. Робертсона, покойного профессора церковной истории в королевской коллегии, в Лондоне. Его сочинение пользуется заслуженным авторитетом в английской церковно-исторической литературе и считается своего рода классическим произведением в этой области знания. Главными его достоинствами служат документальные тщательные исследования, спокойное и простое изложение фактов церковной истории и замечательное церковно-историческое беспристрастие. Его история не есть какой-либо блестящий философско-исторический обзор многовековой жизни христианской церкви на земле, и она чужда каких бы то ни было смелых и рискованных обобщений. Но в ней спокойно, просто и с документальною обстоятельностью излагаются последовательный ход церковно-исторических событий, который говорит сам за себя, и уже в представлении самого читателя рисует ту или другую общую картину состояния церкви в данный момент или дает ему возможность на то или другое обобщение касательно ее исторических судеб. Нам думалось, что при современном состоянии нашего общества, склонного к увлечениям разными ветрами учения, такая только документальная история церкви и может быть полезна в смысле ознакомления с тем, как и в прежние времена не раз общества и народы увлекались соблазнительным духом времени и как всякий раз над этими веяниями торжествовала церковь с ее непреложными истинами.
     Что касается метода исследования этого курса, то он требует хотя краткого пояснения. Историю христианской церкви можно писать с двух точек зрения - так сказать, божественной и человеческой. С первой точки зрения на первый план выдвигается божественный элемент христианства, как силы победоносно пронесший крест избавления по земле и возродившей к новой духовной жизни человечество, которое погибало во тьме и сени смертной. Эта точка зрения имеет ту важную выгоду, что она дает возможность с высоты высшего созерцания проследить величественный ход возрождения мира силою креста, - ход, пред которым как бы в немом изумлении и благоговении, без всякой борьбы преклонялись все силы мира сего. Но вместе с этим преимуществом связывается и та существенная невыгода, что при этом слишком затеняется чисто человеческий элемент в истории церкви, и таким образом закрывается та глубоко важная сторона дела, которая заключает в себе наиболее интересный драматизм истории, состоящий в борьбе противоположных начал. С другой точки зрения, на первый план выдвигается собою изображение того, как человек воспринимал принесенное ему свыше Евангелие спасения. Если при этом история церкви уже теряет свой высший, так сказать, трансцендентный характер, и не представляет собою величественной картины безусловно победоносного торжества Евангелия над темными силами мира сего, то, с другой стороны, здесь перед нами во всей полноте открывается именно человеческая сторона церковно-исторического процесса. Древний мир тут выступает уже не как пассивная сила, беспрекословно подчиняющаяся силе Евангелия, а напротив, как сила активная, которая не хочет сразу уступить христианству, а вступает в ожесточенную борьбу с ним, и на протяжении целых веков эта борьба представляет собою глубоко потрясающее зрелище, полное самых необычайных явлений. По временам христианство даже как бы совсем ослабевает в борьбе, язычество с его позднейшими проявлениями в суевериях, ересях, страстях и эгоизме как бы торжествует над евангелием, так что самые великих представители последнего начинают терять надежду на успех христианства, - но в действительности христианство опять торжествует над обуревающими его темными силами, и света Евангелия не одолевает тьма мира сего. Эта последняя точка зрения дает больше возможности проникнуть во внутренний процесс насаждения христианства в мире, и с нее становятся, скорее, понятными многие такие церковно-исторические явления, которые иначе способны производить смущение. Так, напр., эпоха вселенских соборов есть, так сказать, золотой век христианства, тот век, когда окончательно выработались и определились догматические начала христианства в их непреложной истинности и законченности, и мы привыкли смотреть на самые соборы как величественные собрания великих иерархов, чуждых всяких земных целей и желаний, а тем более недостойных человеческих страстей. Между тем историческая действительность показывает, что эти собрания часто были обуреваемы страстями, им приходилось действовать под давлением разных чуждых и грубых сил, часто при самых неблагоприятных обстоятельствах, способных возбуждать смущение в непривычном и недостаточно знакомом с судьбами исторической жизни человечества читателе. Но тем чудеснее становится тот факт, что при таких именно неблагоприятных обстоятельствах достигались столь великие результаты, как определения основных непреложных догматов христианства. Тут поистине как бы над хаосом мира сего чудесно воссиявал свет Божий и озарял человечество, подтверждая обетование Христа своей церкви, что и «врата адовы не одолеют ее». И такая история получает глубоко поучительный характер для всякого, способного проникать глубже поверхностных явлений читателя, так как дает ему возможность изучить те самые источники, откуда идет греховное противление человеческого сердца спасительному благовестию христианства - на всем протяжении церковной истории.
     В нашей отечественной церковно-исторической литературе практиковались оба эти метода, но в последнее время все более получает право гражданства последний метод, и лучшие церковно-исторические исследования написаны именно с этой последней точки зрения. Таким же методом написана и предлагаемая история Христианской церкви Робертсона, и немалое достоинство ее заключается в том, что автор, выдвигая на первый план чисто человеческий элемент церковно-исторического процесса, в то же время избег обычной при таком методе крайности – затемнения собственно божественного элемента в истории церкви, и у него никогда не упускается из вида та общая идея, что христианство само по себе - факт сверхъестественный, и ему принадлежит полное и безусловное торжество в мире, какие бы козни ни употреблял против него князь мира сего.
     В подлиннике сочинение Робертсона в его последнем (шестом) издании состоит из восьми томов и доведено до реформации. В таком объеме сочинение это было бы более обширным, чем сколько может вместить наше непривычное к капитальным исследованиям общество, и поэтому сообразно с потребностями собственно русских читателей пришлось по необходимости прибегнуть к особому литературному приему. Именно в первом предлагаемом томе заключаются первые три с половиной тома сочинения в полном объеме подлинника, с сокращением лишь второстепенных и менее значительных примечаний, и в них история неразделенного или вселенского христианства излагается во всей ее документальной полноте и обстоятельности. Но затем, так как в остальных томах излагается уже менее интересная для нас история собственно западного христианства, которая притом доведена только до реформации, то мы решились для второго тома воспользоваться сочинением Робертсона лишь отчасти, а остальную историю церкви представить в изложении другого историка, Герцога - издателя знаменитой богословско-исторической реальной энциклопедии его имени, именно его превосходного «Очерка истории христианской церкви», представляющего собою последнее слово церковно-исторической науки в Германии. Сочетание трудов двух известных историков дает нам возможность представить русскому читающему обществу полный курс церковной истории - от апостольского века до наших дней - в сравнительно доступном объеме. Подобный способ сочетания различных авторов в одном издании давно уже практикуется в западноевропейской литературе, в которой особенно в последнее время коллективные исторические произведения даже сделались наиболее обычным явлением.
     В предисловии к последнему изданию подлинника автор выражает свою радость, что его труд оказался, по общему признанию, вполне полезным и пригодным пособием при изучении истории христианской церкви. Автор перевода со своей стороны искренно желает, чтобы и его труд оказался небесполезным для нашей отечественной церковно-исторической литературы и, представляя собою пособие для ознакомления с историческими судьбами церкви, способствовал, возможно, большему пробуждению интереса в нашем обществе к этой глубоковажной области исторического знания. Чтобы сделать это издание возможно более пригодным руководством при изучении церковной истории мы прилагаем несколько справочных таблиц и других дополнительных сведений.
     В непродолжительном времени выйдет в свет и второй том, в конце которого будет приложен подробный справочный алфавитный указатель ко всему изданию.

А.Л.
СПБ.
7 апр. 1890 г.