Предисловие книги: Византийское государство и церковь в XI веке, от смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина / Скабаланович Н., доц. С.-Петерб. духов. акад. – С.-Пб.: Тип. Ф. Елеонского и Ко, 1884. – 528 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Смерть Василия II Болгаробойцы и воцарение Алексея I Комнина составляют две крайние грани, отделяющие 56-ний период, который отличается от византийской истории затишьем, сравнительно со временем, предшествующим и последующим. Отсутствие особенно выдающихся событий и блестящих предприятий, обыкновенно привлекающих взоры современников и потомства, послужило одною из причин, что этот период менее других разработан историческою наукой. Своим трудом мы желали бы внести посильную лепту в дело его разработки.
     Нашей задачей было изучение византийского государства и церкви в их, так сказать, домашней жизни, помимо отношений к другим государствам и церквам. Предмет и в этих суженных рамках был настолько обширен, что по многим пунктам пришлось ограничиться простым указанием на результаты, не входя в обстоятельную аргументацию. При выполнении задачи, существующие учебные пособия приняты во внимание, насколько они представляли интерес по некоторым вопросам. Не мало оказалось вопросов, на которые в исторической литературе не дано ответов или даны ответы неудовлетворительные. Сочинения, посвященные изложению истории Византии или Греции, как-то: Лебо, Гиббона, Финлея, Гопфа, Папаригопуло, Гфрорера, Герцберга, касаются по преимуществу внешней истории и мало места уделяют истории внутренней; сочинения, имеющие своим содержанием генеалогию, хронологию и византийское устройство, как-то: Дюканжа, Муральта, Краузе, Цахариэ, частию устарели, частию ненадежны по обилию ошибок и пробелов, частию недостаточны по самому свойству темы. Наибольшую ценность представляют статьи русского ученого, профессора В.Г. Васильевского. Во всяком случае, потребовался пересмотр источников, чтобы по достоинству оценить то, что до сих пор сделано, и что еще остается сделать.
     На нижеследующих страницах читатель найдет перечень тех источников, которыми мы имели возможность воспользоваться, равно как оправдание того приема, которого мы держались при пользовании. Большинство средневековых писателей, особенно византийских, тесно примыкают друг к другу. Последующие писатели руководятся произведениями своих предшественников, иногда называя своих руководителей, иногда умалчивая о них. Значение их неодинаково. Неоспоримую важность имеют памятники оригинальные, в которых показания исходят от современников, очевидцев и достоверных свидетелей. Памятники производные не имеют важности по отношению к заимствованной части, исключая случаев, когда они дополняют ее какими-нибудь новыми подробностями, или когда, за утратой первоисточника, им по необходимости приходится отвести место, принадлежащее первоисточнику. Нельзя назвать вполне научным прием, нередко практикующийся в исследованиях, когда наряду со ссылкой на сочинения современника, имеющее значение первоисточника, делается ссылка на автора, сообщающего чужое сведение, и обе ссылки считаются равносильными по доказательности. Мы, опираясь на предварительное сличение текстов, приводили первоисточник, а рядом помещали в скобках источники производные, заимствованные из него непосредственно или посредственно. Те места производного источника, которые заключают в себе какие- либо изменения, дополнения и объяснения, и могут считаться оригинальными вставками, или, которые заимствованы из памятников до нас не дошедших, мы оставляли без скобок, разумеется, если оригинальность произошла не от ошибочного понимания автором своего источника, не от неисправности рукописей и других подобных причин.
     Источники располагаем по группам, принимая, главным образом, во внимание различие их по внутреннему характеру, зависевшее от причин и задач, вызвавших их появление на свет, не упускаем, однако же, из виду и норм группировки по внешним признакам, по времени и месту происхождения.
     Первая группа исторических памятников, слагающаяся из историй, записок, хроник и летописей, по материалу самая обильная и по значению наиболее важная. Памятникам этого рода на греческом языке, явившимся в пределах византийского государства, принадлежит первое место, второе - памятникам западноевропейским, особенно нижнеитальянским, написанным на языке латинском, третье - восточным, т.е. армянским, грузинским, сирийским и арабским.