ЦЕЛЬ, КОТОРУЮ МЫ СЕБЕ СТАВИМ
То, что мы предоставляем публике, не есть плод долговременных трудов. Вопросы, касающиеся церкви вообще и церквей в частности, открывают слишком большой простор для критических, исторических и философских прений, чтобы мы решились взять на себя такую сложную задачу; и к тому же мы отнюдь не намерены становиться на эту почву. Нельзя не согласиться с тем, что церковь сохраняет еще неприкосновенным свое существование, даже свое влияние, наперекор тем решительным ударам, которые, как думают, были ей нанесены. Некоторые части ее учения были объявлены нелепыми, исторические факты были отнесены к легендам, и, тем не менее, церковь и церкви даже в двадцатом веке не перестают проявлять замечательную жизненность; и новые течения в области умственной, гражданской и политической, по мере своего развития, вынуждены считаться с влиянием, которое церковь оказывает на души. Но оставим эти обобщения, чтобы перейти к намеченной нами цели.
Армянин, некогда почти забытый вот уже несколько десятков лет, вновь занял свое место среди текущей действительности. Его прошедшее, его настоящее, его будущее составляют неисчерпаемый предмет изучения. В конце концов, стали интересоваться этой античной расой, которая после целого ряда веков и самых жестоких превратностей, непрестанно доказывала свою неугасимую жизненность. Если, для того, чтобы постигнуть тайну жизни какой-либо нации, необходимо изучить ее религию, нельзя не прийти к заключению, что труд, подобный настоящему, не может быть бесполезным; в особенности, если вспомнить, что Армянская Церковь, которая в данном случае составляет одно неразрывное целое с нашей, сыграла значительную роль в национальной жизни.
Вот почему эта церковь почти неизвестна образованному миру. Писатели, наиболее сведущие в том, что касается церковного и социального строя, никогда не обращали на нее своего внимания. Между тем, несмотря на скромное положение армянской церкви и сумрак, окутывающий ее деятельность, она, тем не менее, сохраняет за собой первостепенное значение в силу заложенных в ней начал и учений. Эти начала достойны, думается нам, послужить основой для утверждения идеала христианского единения и чистоты.
Но не будем забегать вперед с заключениями и попытаемся лучше овладеть сущностью предмета. Для этого мы, прежде всего, дадим краткие, но точные сведения о важных пунктах истории, вероучения, устава, уклада, литургии и литературы этой церкви, таким образом, чтобы тот вывод, к которому я предполагаю вести читателя свободным и торным путем, логически и неизбежно сложился в его уме.