Предисловие книги:
Религии древнего мира в их отношении к христианству: Историческое исследование. Библейское вероучение в сопоставлении с религиозными воззрениями древности и его отличительный характер; Учение о язычестве у древних отцов и учителей церкви; Взгляд на состояние вопроса о язычестве в современном богословии. Т. 3 / Хрисанф., еп. – С.-Пб.: Тип. Ф.Г. Елеонского и Ко, 1878. – 678 с. – репринтная копия
Все религии древности проникнуты началом натурализма. Все народы, по выражению Библии, пили из Опьяневшей их чаши Бэла и Ваала (Иереем. LI, 7), т.е. бога природы. Ни один из них не возвысился до понятия о Боге, как о существе бесконечном, отдельном от мира. Только еврейская религия среди всех других древнейших религий проповедовала об Иегове, безмерно возвышенном над всем конечным миром; только еврей, обитатель ничтожной Палестины, веровал в истинного Бога, незнаемого другими народами. С этой высокой религией связана и та новая всемирная христианская религия, которая сменила собою верования древнего мира.
Библейское учение, излагающее истины той и другой религии - и древнеиудейской или ветхозаветной, и христианской или новозаветной. Было исходом в нашем исследовании; оно же должно быть и его концом. Как единственное истинное вероучение и как норма религии, оно служило для нас основанием при изложении религиозных систем древности. С этим указателем и мерилом истины мы сравнивали их воззрения в тех случаях, когда они представлялись сходными с ним или тождественными. Возвращаясь в заключение к своему исходному пункту, т.е. к учению библейскому, мы должны сопоставить это учение со всеми вообще религиями древности и представить его цельный образ в сравнении со всеми языческими верованиями, или точнее, в противоположности им, и указать его общий отличительный характер. При частных, отрывочных сопоставлениях библейского вероучения с теми или другими языческими верованиями, оно предполагалось нами, как уже известно, и мы пользовались им, как прежде данными и определенными. Нам нужно теперь доказать полнее и обстоятельнее, что оно действительно отличается, и при том существенно, от всех религиозных воззрений древности. Это тем необходимее, что издавна существуют и особенно распространены ныне рационалистические взгляды, которые совершенно отождествляют воззрение библейское с языческим или отрицают его важность и значение в истории религии.