Предисловие книги:
Основы христианства: Система религиозной мысли. Христос. Т. 1 / Тареев М.М., проф. – 2-е изд. – Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1908. – 372 с. – репринтная копия
Переиздавая свои богословские сочинения, я решил соединить их в одном собрании. К этому меня побуждает то обстоятельство, что все мои богословские книги внутренне объединены одною идеею, раскрывают одну систему религиозной мысли.
Все собрание распадается на четыре тома. Том первый - Христос содержит два исследования - Уничижение Христа и Философия евангельской истории. Том второй Евангелие - вера и жизнь по Евангелию. Том третий Христианское мировоззрение в двух частях - Цель и смысл жизни и Искушения Христа в связи с историею дохристианских религий и христианской церкви. Том четвертый Христианская свобода обнимает два сочинения по вопросу об отношении христианства к задачам современности: Истина и символы в области духа и Христианская проблема и русская религиозная мысль.
При этом систематическом собрании некоторые сочинения значительно сокращены: выброшено, прежде всего, то, что выступает из рамок общей системы в сторону монографической полноты, - затем выброшено из одних сочинений сказанное по тем вопросам, которые специально исследуются в других сочинениях: что прежде требовалось планом отдельных изданий, было бы излишним повторением в системе, - наконец, выкинуто все, по сознанию автора, маловажное и, в частности, школьно-богословское, не имеющее систематически религиозного интереса и обязанное особому первоначальному назначению некоторых книг. Таки образом, в этом собрании богословских сочинений читатель вправе видеть все значительное, по мнению самого автора, и характерное для его законченной системы религиозной мысли.
Автор обязан заявить, что эта религиозная система - итог пятнадцатилетней душевной работы - не имеет в его глазах ни конфессионально-дидактического, ни чисто объективного значения: он дает личное понимание христианства, личное религиозное мировоззрение. В этих книгах обсуждается не та сторона христианства, которая образует общепринятую церковную формулу и общепризнанную внешне-научную рамку христианской религии, но то в христианстве, что лежит за этою формулою и за этой рамкой и что неизбежно предполагает субъективное переживание. Индивидуальное освещение. Автор не претендует возвести на ступень общеобязательной нормы своих интимных отношений к историческому Лику Христа, которые на долгие годы приковали его ум к одному Образу и сделали для него этот Образ своим родным, он не принимает на себя задач проповедника, он просто хочет поделиться с читателями своим личным религиозным опытом, - допуская для других полную свободу интимной религиозной жизни, он может требовать ее и для себя.
_____ (Иоанн, XVI, 32).