Предисловие книги: Основы христианства: Система религиозной мысли. Христианская свобода. Т. 4 / Тареев М.М., проф. – 2-е изд. – Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1908. – 424 с. – репринтная копия

     Предмет настоящего тома - вопрос об отношении христианства к жизни во всей полноте ее природных запросов и исторического развития, к современным задачам семейным, общественным, государственным. Этот вопрос здесь решается по принципу христианской свободы - свободы абсолютного религиозного духа от условности исторических форм и свободы природно-исторической жизни и от внешних притязаний религиозной власти. Природно-историческая жизнь, раскрывающаяся в задачах семейных, общественных и народных, представляется мне в виде системы окружностей, обнимающих единый центр - личное религиозное творчество, где природно-историческая плоскость, движущаяся в границах условного развития, проваливается вглубь абсолютных устремлений. Внутренняя из этих окружностей, прилегающая к центральной сфере, есть нравственность, обращенная одною стороною к внутренней абсолютности и другою - к общественно-утилитарной условности: она служит связующим звеном между христианской религией и общественно-историческою условностью. Свободная религия должна опираться на свободное природно-историческое развитие,- это, прежде всего, значит, что религиозная абсолютность должна облекаться в морально-культурное одеяние. Поэтому центральная идея свободного духа и свободной плоти выражается в более конкретном образе этической религии. На этом пути встречаются две крайности - исторического аскетизма и аморального аскетизма, одинаково далекие от нашей идеи: абсолютная любовь к Богу должна стать реальною силою в любви к человеку, и это связывает религию с общественной жизнью. Но, с другой стороны, общественно - утилитарные задачи не должны дать место лично-религиозной абсолютности духа, которая придает высшее оправдание жизни. Освободить духовную религию от символической оболочки и внедрить ее в живую жизнь - такова наша задача.
     Принцип христианской свободы уводит в глубь личной религии - не потому, что теория свободы духа и свободы плоти есть личная теория, хотя извлеченная из основоположительных начал христианства, однако совершенно чуждая современному сознанию, но потому, что осуществиться принцип этот может лишь в сфере личной религии, личной абсолютности. Тем не менее, я не утверждаю решительной независимости личной духовной религии от исторического христианского миросозерцания: здесь имеет место общий закон религиозного развития, закон отношения лично-историческому консервативному началу. Личная религия не просто сменяет исторически-общественное миросозерцание, но связана с ним отношением антитезы к исторически-поверхностному и углубления к вечно-истинному…