Предисловие книги: Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни: Опыт критического изучения и богословской оценки раскрытого К. Н. Леонтьевым понимания христианства / Аггеев К., свящ. – Киев: Тип. "Петр Барский", 1909. – 345 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Несколько слов о плане и методе предлагаемой работы.
     Первые две главы являются изложением раскрытого К.Н. Леонтьевым понимания христианства. Третья глава заключает в себе богословскую оценку его. При выполнении первой задачи вполне сознательно личность Леонтьева рассматривается в полном объеме ее: первая глава содержит в себе целью душевную биографию его в последовательных стадиях развития ее; вторая глава - изложение его религиозной системы. Мы не ожидаем укора в произвольном, а тем самым и логически непозволительном, расширении объема темы: уяснение места религии в общей системе мировоззрения необходимо для понимания, вдвойне необходимо для оценки ее.
     По-видимому, можно было бы избрать путь значительно более короткий, изложить, то есть, одну религиозную систему и затем произвести оценку ее. Считаем при вышеизложенном понимании религии такой путь малоплодотворным и в отношении лица, мировоззрение которого излагаем, и в отношении положительных выводов для нашей проблемы. Система религиозного мировоззрения, взятая вне душевных переживаний ее творца, во всяком случае, не вполне характерна для него. Верно это в качестве общего положения, а в применении к Леонтьеву особенно… для общих выводов по вопросу об отношении христианства к благоустроению земной жизни важны, конечно, формулы религиозной системы, но в высокой степени важно также видеть, как переживаются они и как в этом переживании согласуются с другими сторонами общемирского душевного настроения.
     Некто сказал негде: мысль, облеченная в слово, неизбежно - ложь. Если это положение несправедливо в своей абсолютной формулировке, то оно бесспорно в лежащем в нем требовании - стараться проникнуть в самую душу и добытыми данными дополнять и корригировать слово…
     Леонтьев мыслитель и писатель большой трудности. Нужно несколько раз перечитать в полном объеме его произведение, чтобы уловить основной пункт его мировоззрения. Сам он себя называл человеком «нестерпимо сложных потребностей». И действительно, к нему нельзя подходить просто. Либеральные круги потому и впали в оценке его в несправедливую ошибку, что не хотели присмотреться к необыкновенной сложности его душевных переживаний. «Но зачем тратить время на это?» - скажет Леонтьев устами одного из современных русских ницшеанцев (Шестов). Попробуйте таким методом оценить двойника Леонтьева Ницше, и нам ясно будет все несоответствие затраченного труда и его результатов. Нет. Не в том задача «критического изучения», чтобы обратить внимание на легко устранимые противоречия, а в том, чтобы продлить самому линии автора, если они остались неоконченными у него, и останавливаться на противоречиях, лишь имеющих фатальный характер: только таким путем анализ системы может привести к синтезу цельного воззрения в плоскость поставленной проблемы.