Предисловие книги:
Очерки истории византийско-восточной церкви от конца XI-го до половины XV-го века / Лебедев А., орд. проф. – М.: Тип. Волчанинова, 1892. – 655 с. – репринтная копия
ОТ АВТОРА
Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собою по изложению удобопонятные для любителя церковно-исторической науки и для каждого образованного человека «Очерки», утверждающиеся на строго научных основаниях, и составляет продолжение, впрочем, имеющее вид самостоятельного, продолжение нашего же прежнего сочинения под заглавием «Очерки истории Византийско-восточной церкви в IX, X, XI веках» (М. 1878 г.). Цель теперь издаваемой книги та же, какая имелась в виду и при напечатании сейчас упомянутого сочинения - ознакомление с одним из тех отделов церковно-исторической науки, которые очень малоизвестны по своему содержанию. Книга обнимает период Византийско-восточной церкви от начала крестовых походов, которыми условливался ряд новых явлений в истории этой церкви, до падения Византии от турецкого меча в 1453 году. Обработка Византийской церковной истории, по нашему мнению, есть прямая задача русских богословов, тем более что богословы западные, как и естественно, посвящают мало внимания этой области церковной истории. Приняв на себя задачу изложить указанный период в форме систематического целого, мы не имели под руками никакого руководящего сочинения. Западная и русская литература, относящаяся к нашему делу, пересмотрена нами, полагаем, тщательно; Византийская же историческая, богословская и иного рода литература, при ее очень почтенных размерах, пересмотрена настолько, насколько это нужно было для составления «очерков», не изъясняющих притязания на обширную ученость. Пусть читатель не ставит нам в вину неполноту обзора. Эта неполнота не случайная. Мы не намерены были распространяться о таких предметах, о которых уже существует удовлетворительная литература на русском языке; так, наприм., мы оставляет в стороне историю лионской и Флорентийской унии, потому что с этими историческими явлениями можно знакомиться по следующим сочинениям: «истории Флорентийского собора», изданной под редакцией известного ученого прот. А.В. Горского (М. 1849 г.), «Истории попыток к соединению церквей греческой и латинской» проф. А.Л. Катанского (Пб., 1868) и по книге «Виссарион Никейский» проф. Садова (Пб. 1883). Равно также мы не даем места в своей книге изложению таких религиозных споров или таких произведений Византийских богословов, которые могут побуждать интерес разве у специалистов, да и то, пожалуй, не у всех. Вообще мы не имели намерения придавать своей книге очень большой объем; сожалеем даже и о том, что она вышла больше, чем какою должна быть книга, носящая название «очерков».
Моск. Дух. Академия
1891 г. Ноября 3