Предисловие книги:
Из истории христианской проповеди: Очерки и исследования / Антоний, еп. Выборгский, ректор С.-Петерб. духов. акад.. – 2-е изд. – С.-Пб.: Тип. А. Катанского и Ко, 1895. – 401 с. – репринтная копия
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемые вниманию читателей очерки и исследования из истории христианского проповедничества отдельною книгой были напечатаны мною в первый раз в 1892 году. Предполагая, что они могут быть интересны только для специалистов, я напечатал их в незначительном количестве экземпляров (400). Но все они сверх моего ожидания разошлись в течение одного года, и требования на них не прекращались доселе. Это побудило меня напечатать их вновь настоящим вторым изданием.
Ранее же издания отдельною книгою, почти все эти очерки и исследования в свое время были напечатаны в разных духовных журналах, преимущественно же в «Православном Собеседнике», издаваемом при Казанской духовной академии. Все они были составлены мной и напечатаны за время моей преподавательской деятельности при Казанской духовной академии с 1870 по 1885-й учебный год. Большинство из них относится к истории славяно-русского проповедничества. Избранный в октябре 1870 г. Советом Академии преподавателем такого обширного предмета как история христианского проповедничества, и притом предмета в наших учебных заведениях тогда нового, я не сразу нашел в нем место, на котором мог бы остановить свое особенное внимание. Но обстоятельства сложились так, что я скоро почти всецело сосредоточился на изучении славяно-русского проповедничества по источникам рукописным. Это была для меня область совершенно новая, но тем более заманчивая и увлекательная и далеко притом не легкая. В первый раз я стал знакомиться с рукописною нашею древнерусскою письменностью при обследовании источников поучений митрополита Фотия. Затем, когда после ревизии Академии в октябре 1874 года покойным приснопамятным московским митрополитом Макарием, тогда еще литовским архиепископом, по его ходатайству отпущены были из сумм Святейшего Синода деньги на расходы по описанию рукописей Соловецкой библиотеки и составлена была в Академии для работ по описанию особая комиссия, то в эту комиссию привлечен был и я. Это обстоятельство на многие годы погрузило меня безраздельно в область нашей рукописной литературы и ее первоисточников. Мне пришлось работать по своей специальности исключительно для первого выпуска Описания и почти целая треть этого обширного тома принадлежит мне. Так мною описаны: Огласительные и Тайноводственные слова св. Кирилла Иерусалимского (№ 168 описания), Постнические слова св. Василия Великого (№№ 169, 170 и 171), Андриатис, т.е. беседы св. Иоанна Златоуста к антиохийскому народу по случаю низвержения царских статуй (№ 180), св. Григория Двоеслова собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души (№№ 244, 245 и 246), его же беседы на Евангелия (№ 247), Огласительные поучения Федора Студита (№ 269), древнерусские проповеднические сборники: Измарагд (№№ 359, 360 и 361), Златоуст )№№ 362, 363 и 364), Торжественник (№№ 365, 366, 367, 368, 369 и 370), Воскресное Толковое Евангелие (№№ 371, 372 и 373) и несколько других рукописей истолковательного, гомилетического и смешанного характера. Не могу не упомянуть здесь еще о следующем обстоятельстве. В августе 1876 г. в самый разгар русского добровольческого движения в Сербию Казань посетил член С.-Петербургского Славянского Общества А.В. Васильев. Названное движение и беседа с г. Васильевым не могли не вызвать во мне самого горячего сочувствия славянофильству вообще, и я тогда же решился заняться изучением древнеболгарской проповеднической литературы по рукописным же источникам. При занятиях описанием рукописей это изучение, весьма трудное по совершенной своей новизне, не могло идти быстро. Но по мере моего большего и большего знакомства с предметом у меня назревал и план осуществления своей работы. Я хотел сделать три выпуска по истории древнеболгарской проповеднической литературы. В первом предполагал я обследовать проповеди Климента «словенского», во втором - Константина, епископа болгарского и в третьем - Иоанна, экзарха болгарского. Выпуск с исследованием проповедей Константина-епископа, и то не вполне законченный, я сделал в 1885 году пред отправлением своим на должность инспектора С.-Петербургской духовной академии, где я должен был преподавать другой предмет, из Климента же «словенского» напечатал только несколько неизданных его проповедей отчасти по рукописям Соловецкой библиотеки, отчасти же по хранящимся в Румянцевском музее бумагам покойного Ундольского, с кратким к ним моим предисловием, в III-м томе Православного Собеседника за 1881 год. В этом предисловии мною кратко рассказана история открытия поучений Климента.
Таковы обстоятельства, приведшие меня к специальным занятиям в области славяно-русского проповедничества и определившие собою характер и направление моих литературных работ за время моей профессорской службы при Казанской духовной академии. Потеря всей семьи в 1882 г. и принятие монашества в 1883 г. дали совершенно новое направление и моей жизни, и моей деятельности. Я должен был прекратить занятия в привычной для меня области и не знаю, судит ли когда мне Бог к ним снова возвратиться, чтобы хотя закончить задуманное и неоконченное. Но будущее нам неизвестно, а в прошедшем отдавать себе по временам отчет не бесполезно. Отчасти по этой, отчасти же и по указанной в начале предисловия причине мои «Очерки и исследования» являются в свет вторым изданием.
Архиепископ Антоний
1894. Декабря 3