ВВЕДЕНИЕ
Православная церковь учит, что Бог, единый по существу, Троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. Это учение весьма точно выражено в символе св. Афанасия, который читается так: «Вера кафолическая сия есть: да единого Бога в Троице, и Троицу в единице почитаем, ниже сливающе ипостаси, ниже существо разделяюще. Ина бо есть ипостас Отча, ина Сыновыя и ина Святаго Духа».
Учение о Троице есть основание всей христианской догматики. Без догмата вся христианская догматика будет построена как бы на песке, или, вернее, не может быть христианской догматики. Без догмата о Троице не твердо понятие личного Бога, трудно представить, каким образом Бог мог бы сознавать себя, не различаясь в Сыне и Св. Духе. По необходимости Он был бы тогда безличным, безжизненным, пантеистическим началом, а творение мира - необходимо для наполнения пустоты и пробуждения жизни в Боге или, вернее, в этом безличном начале.
Промышление без учения о Троице обращается в необходимость, мировой закон; искупление становится уже не воплощением самого Бога, а мифом; учение о Боге, как Освятителе без учения о Троице тоже немыслимо, потому что основывается на третьем Лице Святой Троицы. Наконец, учение о Боге, как Мздовоздаятеле, получает смысл не христианский. Таким образом, Троица постоянно управляет миром, и вера в Триединого Бога составляет глубочайший практический интерес и основание, на котором зиждется сверхъестественная жизнь Церкви. Так творение совершается по образу предвечного отечества, так как мир возник по подобию вечного рождения. Искупление внесло в мир сыновство, так как люди созданы по первообразу Христа перворожденного; излияние св. Духа и освящение от Него возводит к участию в любви Духа. Отец ведет нас к Сыну, Сын дает надежду жизни, Дух св. созидает любовь в нашем сердце. Наш дух указывает на Отца; он есть образ Отца; наша мысль, рождающаяся от духа, есть образ Сына, а наша любовь есть образ св. Духа. Отсюда - вера в Отца, Который просвещает наш дух; - надежда на Сына, Который возносит нашу мысль горе; - любовь во св. Духе, Который направляет нашу волю на добро. Как дух, мысль и любовь составляют в нас проявление образа Божия в порядке естества, так вера, надежда и любовь суть действительные подобия Триединого Бога в порядке благодати. Три Лица в Божестве суть три основные отношения в человеческом духе и три божественные добродетели в искупленных.