Предисловие книги: Апологетические беседы о лице Иисуса Христа: Перевод с немецкого / Шикопп Ю. – С.-Пб.: Тип. А.М. Котомина, 1870. – 280 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Предлагаемая в русском переводе беседы Ю. Шикоппа, законоучителя Королевской Гимназии в Тильзите, были публично читаны и в зале Гимназии, в 1865 году, а потом с некоторыми исправлениями и дополнениями, изданы в Кенигсберге, в 1866 году, под заглавием: «Восемь апологетических бесед о лице Иисуса Христа». Не заключая в себе каких-либо новых исследований об истинах христианства, они составляют плод разнообразных занятий автора новейшею богословскою литературою и представляют в простом и связном исследовании, результаты учебно-богословских суждений о божественности христианской религии, о чудесах евангельских и пр. Преимущественно же сочинитель излагает учение о лице Иисуса Христа, побуждаясь тем, с одной стороны, что правильное убеждение касательно лица Спасителя ведет к правильному взгляду на все положения нашей религии, а с другой - что предметом превратных суждений и нападений врагов Христианства, в настоящее время, служит преимущественно личность Иисуса Христа. «Тогда как в прежнее время, - говорит он, - враги христианства избирали предметом нападений более внешние принадлежности его, враги новейшего времени направили все свое оружие к ниспровержению самого средоточия (Mittelpunkt) целого здания. Это средоточие христианства есть не кто иной, как Иисус Христос, Глава и Царь христианства. Если Иисус Христос, Глава церкви, притязательными усилиями неверующей науки, будет разоблачен от своего божественного достоинства, низведен со своего престола величества одесную Бога-Отца и поставлен наряду с прочими сынами человеческими, то не только падет сам Христос, как предмет благоговейного почитания, как примиритель, посредник, искупитель и спаситель церкви, но и вся христианская церковь неминуемо будет увлечена в том же падении, потому что как может устоять здание, если краеугольный камень, который столь долго поддерживал и укреплял ее, будет раздроблен? Поэтому, задача церкви и ее учителей - более и более противодействовать таким вредным влияниям, своею апологическою деятельностью».
     Опыт подобной деятельности и предлагает г. Шикопп в своих беседах, которые, составляя апологию христианства вообще, против новейших вольнодумцев, главным образом, направлены против представителей и руководителей их: Штрауса, Ренана и Шенкеля. Целые три беседы посвящены им изложению сочинений Штрауса: Leben Jesu (бес. 2-я), Ренана: Vie de Jesus (бес. З-я) и Шенкеля: Charakterbild Jesu (бес. 4-я); но так как содержание этих сочинений в сущности более или менее уже известно, а в подробностях своих не представляет особенного интереса для русских образованных читателей, то, не считая нужным передавать их в русском переводе, мы ограничиваемся прочими пятью беседами, которых содержание представляет боле положительный и самостоятельный труд почтенного автора.