Предисловие книги:
Позитивизм и христианство: Религиозно-философские воззрения Дж. Ст. Милля и их отношение к христианству: Апологетическое исследование / Городцев П., свящ. – С.-Пб.: Тип. С. Добродеева, 1881. – 274 с. – репринтная копия
ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА
Основные истины христианской веры: учение о Боге, Творце и Промыслителе мира, об Иисусе Христе, пришедшем для спасения людей, о душе человеческой как сущности, отдельной от тела, о бессмертии и Откровении подвергались сомнениям, возражениям. Искажениям и иногда отрицаниям в течение веков. Для удобнейшего опровержения возражений необходимо, с одной стороны, руководствоваться Божественным Откровением, а с другой - знакомство с теми основными положениями, из которых выходят и на которых основываются возражения. В настоящее время возражения против веры в Бога основываются, с одной стороны, на историческом изучении человечества, а с другой - на естественнонаучных данных. Говорят, что беспристрастное философское изучение истории дает много оснований к тому, чтобы признавать веру в Бога естественным произведением человеческого ума. Естественнонаучные исследования направляются к тому, чтобы объяснить происхождение всех сложных мировых явлений из простейших путем естественного закона и развития без какого-либо участия Творца. Таким естественным путем предполагают возможным уяснять происхождение всех разнообразнейших видов царств растительного и животного. Указанное естественно-историческое направление науки дало основание позитивно-философскому направлению, которое ныне усиливается. Проникает в семью, общество и усиливает практически утилитарное направление его членов. Для того чтобы показать недостаточность позитивно-философской системы, непригодность ее для решения всех существенных вопросов человеческого ума, необходимо прежде всего точно разобрать основные начала позитивизма. Далее, самое основание позитивизма - естественно-историческое направление науки - должно не опровергать, как думают противники или скептики в деле религии, а, напротив, доказывать и подтверждать истины веры. Творение необходимо указывает на Творца, и изучение природы как творение Божие должно вести к большему благоговению и преклонению пред силой и премудростью сотворившего ее. Изучение человеческой природы должно показать истинные потребности и цели духовной человеческой природы, стремление ее к тому нравственному идеалу, который указан в Божественном Откровении, или иначе показать, что нравственные откровенные истины требуют того же, к чему стремится или должен стремиться каждый человек своими естественными силами и в чем заключается его истинное блаженство. Подтвердить такое соответствие потребностей человеческой природы с нравственными требованиями Откровения обязана история, беспристрастно-философское изучение которой покажет, что чем более семья, общество живут на христианских началах и руководствуются откровенной нравственностью, тем более они благоденствуют.
Из представителей позитивизма мы остановились преимущественно на философских воззрениях Дж. Ст. Милля. Причины этому следующие: 1) в общих философских воззрениях Милль согласен с позитивной школой. 2) Что касается собственно религиозных воззрений, то он один только оставил три больших исследования, в которых старался показать насколько все существеннейшие предметы веры, как-то: учение о Боге как первой причине, доказательства бытия Божия, учение о бессмертии, Откровении, о Лице Иисуса Христа - могут быть оправданы с научной точки зрения.
Сочинение начинается биографией Милля. Это необходимо, потому что без знания жизни Милля трудно и даже невозможно понять его религиозных воззрений, которые иногда идут вразрез с его собственно позитивным философствованием. С другой стороны, жизнь Милля заслуживает внимания и даже поучительна, потому что он не только не получил христианского воспитания, но даже был удален некоторое время от влияния христианского общества и воспитался в строгой школе позитивизма и утилитаризма. Пришедши в возраст, он сознал непригодность этого воспитания и пришел к тому неизбежному выводу, к которому должен прийти всякий последователь позитивной школы, что жизнь человеческая непонятна, цели человека недостижимы, страдания постоянны и самоумерщвление - высшее счастье человека. Сознав непригодность своего воспитания, Милль, к счастью, начал перевоспитывать себя под руководством христианских мыслителей. Это христианское влияние вдохнуло несколько жизни в разбитую, но впечатлительную природу Милля и спасло его от самоумерщвления.