Предисловие книги: Что читать по богословию?: Систематический указатель апологетической литературы на русском, немецком, французском и английском языках (248 – 1906 гг.) / Светлов П.Я., проф.-прот. – Киев: Тип. С.В. Кульженко, 1907. – 278 с. – репринтная копия

     «Что читать по богословию?» - этот вопрос, прежде всего я слышу от студентов, слушателей своих, интересующихся богословием вообще и какими-либо отдельными вопросами из него. Его приходится слышать в частности от членов-студентов существующего с 1901-1902 г. при кафедре богословия в Университете Св. Владимира Религиозно-Философского Кружка при составлении рефератов по религиозно-философским вопросам. Этот вопрос задают себе вообще все, желающие пополнить крупный пробел в своем образовании самостоятельным религиозным чтением. Ответ на этот вопрос дает мой «Систематический Указатель апологетической литературы». Он обнимает в ней все сколько-нибудь ценное, начиная от 248 года по Р. Хр., т.е. от времени появления первой системы апологетики в виде сочинения Оригена против Цельса (хотя упоминаются также сочинения и более ранние, II века) включительно по 1906 г. Само собою понятно, что указывается главным образом литература XIX века, как включившая в себя не только приобретения научные прежних времен, но ушедшая дальше их.
     С этим трудом я хочу прийти на помощь ищущим религиозного самообразования в том затруднительном положении, в какое они поставлены отсутствием у нас руководств в этом деле, каковы программы самообразовательного богословского чтения с руководящими указаниями, систематические указатели богословских книг с отзывами о них и т.д. Светская литература охотно протягивает руку помощи всем читателям в народившейся за последнее время потребности самообразования, в стремлении довершить свое общее образование самостоятельным чтением по тем или иным отраслям научного знания. В духовной печати для этого почти ничего у нас не сделано - и результат от этого получается печальный. В самом деле, без правильной организации или известной планомерности самообразовательное чтение не может дать хороших результатов. Читатель не знает, как и за что ему взяться, чему уделить больше внимания, чему меньше, в каком порядке читать книги, что читать прежде, что после. Чтение ведется без системы, и мысль в поисках истины работает наугад. Сколько времени от этого тратится даром, - и хуже того, с вредом для веры! Ведь в книжном море есть, как в море, и гады, и рыбы, а иные книги способны еще более сгустить мрак, из которого хочешь выйти. Есть ведь книги, которые навсегда могут отбить охоту к богословию и даже охладить веру!
     Итак, своим трудом я выхожу навстречу настоятельной потребности в осмысленном и систематическом чтении книг религиозного содержания. В необходимости такого труда я отовсюду получал немало красноречивых доказательств. Я знаю, что Указатель сослужит службу и в научных занятиях богословием студентов, преподавателей богословия, а также будет полезен для законоучителей светских учебных заведений. Сознанием пользы и необходимости Указателя я только и подкреплялся в своей «черной работе», за которую всегда неохотно берутся ученые специалисты.
     Как я выполнил свою задачу и какому пути следовал в составлении Указателя, считаю излишним говорить: это видно и без моих разъяснений из самого Указателя. Только несколько необходимых здесь объяснений позволю себе.
     Под апологетической литературою я разумел всякую литературу (а не специальную только), если она представляла какой-либо апологетический интерес, т.е. способствовала и обоснованию христианской истины. Я следую правилу признавать правду, откуда бы она ни шла. Соблюдается у меня также другое правило: audiatur et altera pars, при указании литературы некоторых особенно вопросов, - там, где имеются в виду интересы самостоятельного научного занятия богословием.
     Указываемую литературу я не беру, конечно, на свою ответственность или под свое покровительство во всем ее объеме, и указание той или иной книги вообще не значит непременно ее рекомендации. Но я старался указывать по возможности лучшее, а за недостатком этого - и то, что есть, - особенно в русской богословской литературе. При всем том в моем указателе, кажется, нет сочинений и имен, совершенно непригодных и дурных. Думаю также, что ничего ценного не пропущено мною и что, во всяком случае, к апологетической литературе указаны мною хорошие ключи и верные пути.
     Каким правилам я следовал еще в составлении указателя, считаю бесполезным говорить, но необходимым считаю указать на одно главное и постоянное мое правило, которому я следовал и в этом неблагодарном и, по-видимому, непочетном, но полезном труде: во всяких условиях делать его как можно лучше, даже в самых неблагоприятных. По самой своей сложности составление указателя могло бы в других условиях быть, для пользы дела, работою коллективною, где я мог бы взять себе замысел и редакционную долю. Но мне пришлось всю работу взять на себя, и после Бога, не оставлявшего меня помощью, я никому не обязан благодарностью за содействие, кроме дорогой жены своей Софьи Ивановны, моей всегдашней истинной и единственной помощи в моих литературных трудах, в том числе и в этом: без ее содействия настоящий труд не мог бы прийти к надлежащему осуществлению. Обращался я шесть лет тому назад за содействием к другим. Но мое пространное горячее обращение к содействию мне в осуществлении высокопросветительного предприятия, направленное по адресу «просвещенных авторов, издателей и духовных авторов издателей» (высылкою мне своих изданий и отзывов о них), обращение ко «всем сочувствующим делу духовного просвещения органам духовной периодической печати» (перепечаткою или сообщением о моем воззвании), - все это осталось почти без всякого отклика. Воззвание мое («Одна из необходимых мер к возвышению религиозного просвещения нашего светского образованного общества» в Церк. Вестнике 1900, №№ 47-48) было «оставлено без последствий» духовною печатью, и только в одном духовном журнале было сделано в духе пасквиля сообщение о моем воззвании, и несуществующий еще указатель был заранее встречен недоброжелательными инсинуациями, вероятно, на благо веры и церкви... Точно так же пришлось обойтись без содействия духовных авторов и издателей...
     Но от истории своего указателя я позволю себе в заключение обратиться к самому указателю, чтобы закончить о нем свою речь.
     Указатель состоит из двух больших частей: общей и специальной. В конце он снабжен оглавлением и сокращенным списком литературы на русском преимущественно языке для тех, кто не имеет почему-либо возможности посвятить более времени религиозному самообразованию и должен довольствоваться здесь малым; сочинения здесь в последовательном порядке отмечены номерами Указателя. К сокращениям, кроме самых общеупотребительных (напр., в обозначении цены книг), я старался не прибегать: сокращения выгодны, конечно, только для авторов и издателей, но затрудняли бы пользование указателем для читателей. Только наиболее часто упоминаемые апологетические журналы Beweis des Glaubes и Glauben und Wissen у меня часто приводятся в сокращении BG. и GW. Сокращения этого рода иногда допускаются в Указателе по отношению также и к другим журналам, так: В. и Р. = Вера и Разум, Т. К. Д. А. = Труды Киевской Духовной Академии, Пр. Об. = Православное Обозрение, Пр. Соб. = Православн. Собеседник, В. и Ц. = Вера и Церковь, или - Z. f. Phil. u. ph. Kr. = Zeitschrift fur Philosophie und philosophische Kritik, R. I. de Theol. = Revue Internationale de Theologie и т. п.

Киев,
9 октября 1906 г.