Предисловие книги: Толкователи канонического кодекса восточной церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон: Исследование / Красножен М., проф. – 2-е изд., испр. и доп. – Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1911. – 304 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ КО 2-МУ ИЗДАНИЮ
 
     Прошло уже около 20 лет со времени выхода в свет первого издания моего исследования: «Толкователи канонического кодекса Восточной церкви - Аристин, Зонара и Вальсамон», и в настоящее время это название сделалось библиографической редкостью. Между тем многими высказывается желание иметь означенную книгу.
     Идя навстречу этому желанию, я напечатал второе издание моего исследования, сравнительно с первым, значительно дополненное и исправленное.
 
М. Красножен
6 апреля 1911 г.
 
ПРЕДИСЛОВИЕ К 1-МУ ИЗДАНИЮ
 
     Обширные по объему труды толкователей канонического кодекса греческой церкви Аристина, Зонары и Вальсамона заслуживают серьезного внимания и изучения не только вследствие богатства и разнообразия их содержания, но также и вследствие их значения для греческой и для нашей русской церкви. В греческой церкви толкования этих канонистов получили решительный авторитет и были одобрены высшею церковной властью, которая иногда даже ссылалась на них для обоснования своих постановлений; тем же уважением пользуются до настоящего времени толкования Аристина, Зонары и Вальсамона и в нашей русской церкви: к их трудам не редко обращается Св. Синод, при разрешении восходящих на его рассмотрение вопросов по делам церкви. Но до последнего времени знакомство с столь важным каноническим материалом для большинства было делом весьма затруднительным, так как русского перевода толкований издано не было, хотя мысль о его необходимости в русской церкви существовала с давних пор; лишь недавно этот важный пробел в русской канонической литературе был наполнен Московским обществом любителей духовного просвещения, издавшим толкования Аристина, Зонары и Вальсамона в русском переводе (начатое в 1875 году издание это продолжалось до 1884 года).
     Поставивши себе главною задачею дать в настоящем исследовании характеристику толкований названных канонистов, мы старались, по мере сил, разрушить некоторые  темные и спорные в канонической литературе вопросы, имеющие  непосредственную связь с предметом нашего труда, как-то: вопрос относительно происхождения Синопсиса церковных правил, на который был написан Аристином комментарий; вопрос об отношении толкований Аристина, Зонары и Вальсамона к древним схолиям, сохранившимся в некоторых рукописях церковных правил и др. Для разрешения этих вопросов, основанного, главным образом, на изучении рукописного материала, потребовалось не мало труда и времени.