Предисловие книги:
Отношение христианства к рабству в Римской империи: Церковно-историческое исследование / Мухин Н. – Киев: Тип. АО "Петр Барский в Киеве", 1916. – 524 с. – репринтная копия
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вопрос о том, как под влиянием христианства изменялся гражданский быт римского народа, принадлежит к числу интереснейших проблем исторического знания. Оставляя пока неприкосновенным строй жизни римлян, христианство влияло на нравственное сознание античного человека, преобразовывало понятия, которыми он жил, смягчало его нравы, обычаи и тем содействовало изменению самого быта римского народа. Воспроизвести во всех деталях этот процесс постепенной христианизации римского общества в указанном отношении очень важно для историка. Но это очень сложная задача, превышающая силы единичного исследователя. Желая внести свою долю труда в решение указанной научной проблемы, мы остановимся на одном из частных пунктов ее, на вопросе о том, как христианство относилось к величайшему злу гражданского быта римлян - к рабству. Здесь христианство столкнулось с той стороной быта римского народа, где позиция язычества вследствие своекорыстия человеческого казалась наиболее уязвимой, и, тем не менее, под живительными лучами христианской любви растаяла эта ледяная твердыня языческого эгоизма, и христианство произвело величайшую социальную реформу, какую только знает мировая история. Такова научная значимость намеченного нами вопроса, рассматриваемого применительно к прошлым судьбам человечества. Независимо от этого обследуемый нами вопрос представляет глубокий интерес современности и с этой стороны заслуживает особенного внимания к себе со стороны общества. Дело в том, что хотя физическое рабство безвозвратно отошло в область прошлого, но на смену ему в новейшее время явилось не меньшее зло - экономическое рабство, под гнетом которого стонут многие и многие миллионы людей. Немало было сделано попыток к уврачеванию этого недуга современной жизни, но они не имели успеха и будут бесплодны по своим результатам до тех пор, пока общество в борьбе с этим злом современной жизни не станет на тот путь, каким пошла христианская церковь в борьбе с аналогичным ему недугом античной жизни. Это единственный верный путь к разрешению указанной социальной проблемы, и гордое своим материальным прогрессом современное обществу многому могло бы научиться из истории борьбы христианства с античным рабством, если бы пожелало обратиться к надлежащим средствам к уврачеванию разъедающего его недуга современной жизни.
Вопрос об отношении христианства к рабству в Римской империи получал неодинаковое освещение в ученой литературе. Одни исследователи признают великие заслуги христианства в уврачевании тяжелого недуга социальной жизни Рима, каким было рабство. Инициатива в такой постановке этого вопроса и в соответствующем решении его принадлежит французскому ученому Валлону, трехтомное сочинение которого «Histoire de l’esclavage dans l’antiquite», выпущенное в Париже в 1847 г., считается еще и до сих пор классическим. Выяснению отношения христианства к рабству посвящен третий том этого исследования. Представляя обстоятельное решение намеченного вопроса и заключая в себе богатейший материал по данному предмету, сочинение Валлона не всегда отличается желанной ясностью изложения, может быть, объясняющейся самой трудностью вопроса, вращающегося в нелегко поддающейся точному учету сфере моральных явлений. От этого недостатка свободно сочинение Шмидта «Essai historique sur la societe civile dans le mond romain et sur sa transformation par le Christianisme. Strassbourg. 1853». Являясь блестящим по-своему изложение, сочинение это касается не всех сторон интересующего нас вопроса. И это понятно. В данном исследовании указанный вопрос вдвинут автором в рамки более общего вопроса об отношении христианства к гражданскому строю жизни римского народа. Отдавая должное научным достоинствам указанных работ Валлона и Шмидта, мы не можем пройти молчанием тех преувеличений, в какие впадают эти исследователи и в своем месте отметим дефекты их работ. Дополнением к указанным исследованиям служит сочинение Аллара «Les esclaves chretiens depuis le premiers temps de l’Eglise jusqu’a la fin de la domination romaine en Occident», вышедшее в Париже в 1876 г. и выдержавшее затем несколько изданий. Со времени появления работ Валлона и Шмидта наука обогатилась ценным эпиграфическим материалом, проливающим свет на некоторые стороны деятельности Церкви, направленной к уврачеванию указанного недуга социальной жизни Рима. Этот эпиграфический материал и использован Алларом в приведенном сочинении его. Написанное красивым языком, сочинение Аллара представляет собой популярную обработку материала, добытого его учеными предшественниками. И изобилует трогательными подробностями из жизни рабов. В положительном смысле также решают вопрос о влиянии христианства на положение рабов в римской империи Мэлер (Bruchstucke aus der Geschichte der Aufhebung der Sklaverei), Дэллингер (Hippolytus und Kallistus. Regensburg. 1853), Гефеле (Sklaverei und Christenthum. 1864), Озанам (La civilization au cinquieme siecle. I-II. Paris. 1873), Цан (Sclaverei und Christenthum in der alten Welt/ Erlangen. 1879), Лайтфут (Saint Paul’s Epistles to the Colossians and to Philemon. London. 1892), Brownlow (Lectures on Slavery and Serfdon in Europe. London. 1892) и другие исследователи, с мнениями которых нам приходится считаться в нашем исследовании.
Это одно течение в ученой литературе по нашему поросу. Другое течение является антиподом первого. Оно сводит до минимума заслуги христианства в его влиянии на судьбу римских рабов, а то и вовсе отрицает всякое участие его в смягчении участи их, выставляя его защитником неизменности этого позорного института античной жизни. Взгляд на такое отношение христианства к рабству впервые высказан был гиббоном в I части его известного сочинения «История упадка и разрушения Римской империи». Мнение это затем было поддержано и более последовательно проведено Эрнестом Аве в его исследовании «Le Christianisme et ses origins». Окончательная формулировка этого взгляда принадлежит овербекку. Сочинение последнего «Ueber das Verhaltniss der alten Kerche zur Sclaverei im romischen Reiche», трактующее об этом, имело большой успех среди исследователей протестантского лагеря, и воззрения этого ученого по занимающему нас вопросу, по-видимому. Встретили общее признание в протестантском ученом мире. По крайней мере, они нашли себе выражение на страницах последнего издания протестантской богословской энциклопедии Гаука (см. Artikl Dobschutz’a «Sklaverei und Christentum» в XVIII томе этой энциклопедии).
В русской литературе, кроме незначительного по объему отдела в «Очерках язычества и христианства» профессора С.В. Ешевского и небольшого исследования Т.М. Джапаридзе «Влияние христианства на положение рабов в римском государстве. Ставрополь. 1904», нет никаких работ по занимающему нас вопросу, отражающих взгляды на этот сет Валлона и Шмидта. Сочинение г. Джапаридзе представляет собою студенческий труд его. Как составленный сравнительно в короткий срок, труд этот не обнаруживает в авторе его широкого знакомства с литературой предмета и недостаточно полно освещает многие стороны предмета. Это литературный эскиз, намечающий в общих штрихах решение поставленного вопроса, написанный красивым, колоритным языком и свидетельствующий о верном понимании автором трактуемого им сюжета. Что касается двух статей, имею9их отношение к интересующей нас области знаний: «Влияние христианства на языческое общество в первые три века после Рождества Христа Спасителя» и «Состояние рабства в древнем мире и влияние на него христианства», напечатанных за 1861 г. (книжка 3) и в «Православном Обозрении» за 1889 г. (№№ 11-12), то обе эти работы не имеют характера ученых исследований, это не больше как переводы или пересказы упомянутых нами выше французских сочинений: первая - Шмидта, а вторая - Аллара. К тому же вторая статья не закончена и трактует только о стоянии рабства в римском государстве в дохристианскую пору его истории.
Таковы в общем история разработки интересующего нас вопроса и главные направления в решение его.
Как же мы поставим дело исследования своего предмета? Каково будет наше отношение к трудам наших литературных предшественников? Не входя в оценку влияния христианства на многие стороны жизни римских рабов, мы обратимся к рассмотрению того. Что сделало христианство для изменения того состояния тяжелой зависимости от власти господ. В каком оно нашло рабов при своем появлении на горизонте мировой истории. Не вдаваясь в излишнюю критику различных мнений по интересующему нас предмету, мы обратимся к положительному решению нашего вопроса и прислушаемся к голосу истории, надеясь в свидетельствах ее найти надлежащее освещение занимающего нас вопроса. Где же искать свидетельств истории по указанному вопросу? Выразительницей взглядов христианства на положение рабов и проводником этих взглядов в жизнь общества является Церковь. Обратимся к изучению того. Что говорила Церковь в лице свв. апостолов, затем - отцов и учителей о рабстве и об отношении к нему, обратимся к истории Церкви и посмотрим, как относилась последняя к рабам в непосредственной своей области, проводила ли она здесь какое-либо различие между ними и свободными людьми. Обратимся к изучению мартирологов и данных эпиграфики и посмотрим, как пред дыханием смерти, на рубеже вечности, сглаживались все социальные различия между рабом и свободным. Покажем, как христианство подняло уважение к физическому труду, столь презираемому в античном мире и перелагавшемуся на рамена рабов, показало его совместимость с достоинством человека и тем разрушило одно из средостений, отделявших гражданина от раба. Посмотрим далее, как св. Церковь в своем учении, в канонах своих соборов находила средства воздействия на семейную и общественную жизнь граждан, в видах уменьшения числа рабов и устранения тех источников, которыми питалось рабство. Покажем, по данным христианской агиографии, как христиане доходили до признания своих рабов равными им в гражданском отношении членами общества и отпускали на волю рабов. Обратимся, наконец, к анализу гражданского законодательства Римской империи и проследим, как под воздействием христианских начал любви и милосердия изменяется самое законодательство касательно рабов. Изучение всех этих данных приведет нас к беспристрастному, вполне объективному решению намеченного нами вопроса. Удержит нас как от преувеличений, которые допускали одни из наших литературных предшественников, так и вскроет всю несостоятельность тех обвинений, с какими выступали против христианства другие из наших литературных соработников. В видах полноты обследования вопросы мы обратимся к выяснению отношения христианства к рабству на протяжении всего существования Римской империи, от времен апостольских до эпохи папы Григория Великого (590-604 г.) включительно, когда на развалинах римской империи окончательно водворяются варвары. Правда, Римская империя веком раньше (в 476 г.) прекратила свое самостоятельное существование и подчинена была власти сначала германского дружинника Одоакра, а затем короля остготского Теодориха. Но при Юстиниане Великом она была освобождена от власти варваров и обе империи снова слились в общей жизни, под управлением одного императора, под действием одного права, пока в начале VII века западная половина империи не была окончательно отторгнута от союза с восточной своей половиной натиском северных варваров. Обследованию нашего предмета мы предмета мы предпошлем изображение состояния рабства в дохристианскую пору римской истории, а также укажем, что сделано было благодаря гуманным течениям в язычестве, для смягчения положения рабов в начальную пору империи, чтобы на фоне этой картины отметить все величие заслуг христианства в деле уврачевания тяжкого недуга социальной жизни римлян, каким было рабство.
В заключение считаем для себя приятным долгом выразить нашу глубокую признательность преосвященному Василию, ректору императорской Киевской духовной академии, и профессорам ее - Н.М. Дроздову, П.П. Кудрявцеву и протоиерею А.А. Глаголеву, содействовавшим своими указаниями по предмету их специальности успеху нашей работы, а также профессору М.Ф. Оксиюку, любезно взявшему на себя тяжелый труд ведения корректуры при печатании нашего сочинения.