Предисловие книги:
История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям святых отцов и древних церковных писателей / Александров Н., свящ. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1901. – 260 с. – репринтная копия
ВСТУПЛЕНИЕ
В творениях св. отцов и учителей Церкви нет специально исторических исследований на нашу тему, нет и исторического материала, который давал бы что-нибудь новое в сравнении с библейским повествованием. Таких сведений и безрассудно ожидать от чего- либо помимо Библии. Единственным источником знания о начальной истории еврейского народа может быть только Библия, как она же есть единственный источник знания о первоначальной истории вообще всего человечества. Эту мысль ясно высказал св. Феофил Антиохский. Показав неосновательность рассуждений языческих писателей о первоначальной судьбе мира и человечества, св. Феофил восклицает: «кто же из называемых у нас мудрецов, поэтов и историков мог сказать об этом истину, когда они жили много позднее?... Из сего открывается, что все другие ошибаются. А только одни христиане владеют истиной, так как мы научены Святым Духом, который говорил во святых пророках и все предвозвестил».
Таким образом, св. отцы и писатели церковные, признавая источником исторического знания о патриархальных временах еврейского народа только Библию, в рассуждениях об этих временах всегда руководились текстом Библии и за пределы его никогда не выходили. Отсюда преимущественный метод исследований св. отцов - экзегетический; вся ценность заключается в выяснении действительного смысла известного текста или известного события. Это выяснение действительного смысла исторических событий и, в частности, истории трех еврейских патриархов, родоначальников еврейского народа, представляет собой богатый материал, при помощи которого библейские события становятся для историка ясными и вполне целесообразными. Только при свете суждений св. отцов можно уяснить и безошибочно понять некоторые библейские сказания, полные глубокого смысла и неземного величия, между тем кажущиеся на поверхностный взгляд пустыми, а иногда недостойными быть на страницах Библии.
Как мы уже сказали, в святой отеческой литературе нет специальных исследований на нашу тему. Большая часть нужного для нас материала заключается в толкованиях св. отцов на книгу Бытия; таковы толкования Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Феодорита Кирского и др. Толкования этих отцов отличаются следованием по преимуществу буквальному смыслу библейских сказаний с нравственно назидательною целью. Здесь поражает читателя необыкновенное проникновение св. отцов в самую сущность библейского повествования, весьма ясное понимание психологии действующих лиц и картинное изображение некоторых библейских событий, о которых в Библии сказано с обычною краткостью речи и безыскусственною простотою - следовать буквальному смыслу. В толкованиях названных отцов есть места, где они обращаются и к таинственному смыслу Писаний, находя в В.З. прообразы новозаветной тайны. Совершенно иного характера труды свв. Кирилла Александрийского, Григория Богослова, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, бл. Иеронима и др. Главная особенность их толкований состоит в отыскании таинственного смысла библейских рассказов. Помимо буквального смысла, утверждающего историческую достоверность событий, при этом, насколько одни в событиях из жизни патриархов усматривают указания на догматическую часть Новозаветного ведения, настолько другие усматривают нравственную сторону в библейских сказаниях. Находя в истории патриархов аллегорическое изображение шествия души человека по пути совершенства, характер толкований указанных св. отцов всецело вытекает из их взглядов на В.З. вообще и историческую часть Библии в частности.
И так, общий отеческий взгляд на историю Патриархов формулируется следующим образом. Признавая историческую достоверность сказаний Моисея о жизни патриархов, св. отцы, при следовании буквальному смыслу Библии, рассказывают историю жизни праведников и пользуются ею, как назидательным уроком благочестия, наставлением в добродетели; проникая же своим просвещенным взором в таинственный смысл Моисеева сказания, они видят в нем, с одной стороны, прообразовательные указания на Новозаветную «истину Христову», с другой, аллегорическое изображение шествия падшей души, под Божественным покровительством, по пути совершенства.
Этими тремя сторонами отношения св. отцов к истории еврейских патриархов и характером самой темы всецело и определяется задача нашего сочинения.
Сама тема налагает на нас обязанность представить, возможно-полную, историю жизни патриархов по пониманию ее св. отцами. При этом события из жизни патриархов, или важные в догматическом и нравственном отношении, или неправильно понимавшиеся некоторыми исследователями библейской истории, особенно еретиками, должны быть с большей подробностью выяснены нами при свете святоотеческого понимания их.
В виду разноречивого понимания некоторых событий и обстоятельств из жизни патриархов христианскими учеными является необходимость, помимо простого изложения отеческого понимания, обращаться к критическому разбору мнения ученых, а иногда и самих св. отцов и учителей Церкви, которые, по-видимому, также противоречат друг другу. Но с бесчисленными мнениями отрицательной критики мы не будем иметь дела, считая бесполезными старания, опровергнуть представителей отрицательной критики, когда мы всецело стоим на стороне авторитетных отцов Церкви. Мы будем разбирать только недоразумения и оставим без внимания злостные и преднамеренные попытки низвести историю патриархов с высоты ее богодуховности в разряд обычных мифов и легенд.
По характеру своему сочинение наше библейско-историческое, а главная задача наша заключается в том, чтобы возможно полно и всесторонне изложить библейскую историю патриархов в понимании ее св. Отцами. Поэтому, несмотря на сильный экзегетический элемент в творениях св. отцов, в нашу задачу не входит представить историю святоотеческого экзегезиса на библейскую историю патриархов. Приводя мнение известного св. отца по какому-либо вопросу, мы не входим в оценку отношений этого мнения к мнениям других св. отцов, потому что в интересах задачи нашего сочинения для нас важна не история известного свято отеческого мнения, а самое мнение, так или иначе освещающее библейский факт. Стремление проследить историю святоотеческого экзегезиса по известному вопросу отвлекло бы нас от действительной задачи - решения поставленного вопроса, и мы мимоходом, без надлежащей основательности, затронули бы область, достаточную быть предметом особого обширного исследования. При этом не следует упускать внимания и того, что на сколько удобно ввести историю святоотеского мнения, когда предметом исследования служат воззрения одного какого-либо св. отца, или иной какой-либо школы, или когда исследуется один вопрос, - настолько же это удобно в изложении общего святоотеческого понимания - и при том - столь разнообразной по содержанию истории трех патриархов. Отсюда ясно, что и значение нашего сочинения может быть рассматриваемо, главным образом, с библейско-исторической точки зрения, хотя бы в нем много и экзегетического материала. Это опыт построения библейской истории по святоотеческому пониманию ее.
План, по которому мы намерены работать, естественно вытекает из характера темы и святоотеческого материала.
Помимо изложенного вступления, все сочинение будет распадаться на три части: 1-ая часть - история Авраама, 2-я часть - история Исаака и 3-я часть - история Иакова. Каждая часть в свою очередь будет распадаться на несколько глав, по числу возможных подразделений истории каждого патриарха. Изложение каждой главы будет определяться уже задачей нашего сочинения.
По естественному ходу работы само собой напрашивается и заключение к нашему сочинению. В виду обилия прообразовательных черт в истории патриархов, по разумению ее св. отцами, в заключение следует подвести итог всему учению и обстоятельствам жизни Христовой церкви, которым история патриархов служила прообразом. Без этого богатый прообразовательный элемент в истории жизни патриархов, расчлененный в самом изложении истории на отдельные, составные черты, применительно к различным событиям из жизни патриархов, не даст общей картины прообразуемой жизни Христовой церкви, без чего нельзя уяснить и степень ведения во времена патриархов «Христовой истины».