ВВЕДЕНИЕ
Для нас и вообще для историков, посвящающих свой труд и отдающих свое внимание истории вселенской церкви - и, конечно, больше всего древних времен - единственным побуждением изучать греческую церковь времен турецкого владычества, служит лишь следующее соображения: как всякому более или менее пресвященному русскому прежде всего и больше всего нужно знать свою русскую историю, хотя бы она в общем развитии человечества не имела великого значения, так точно и православному человеку весьма нелишне знать историю православной церкви и православному историку весьма нелишне заниматься этой историей и даже предпочтительно пред римско-католической и протестантской историей. История греческой церкви ведь это наша история, т.е. история нашей православной церкви.
Предметом нашего наиболее ревностного изучения будет константинопольская патриархия.
Константинопольская патриархия - есть важный фактор в истории греко-восточной церкви. Если обратим недостаточно внимания на это явление, то совсем не поймем греческой церковной истории. В 1453 году византийская империя пала, но не совсем; могущество ее сокрушено, но не до конца. Не тень величия только, а и то, что составляет действительное величие, от времен древних наследовано именно константинопольской патриархией, точнее - самим константинопольским патриархом. Как это случилось, речь об этом отложим до одного из последующих наших очерков. Только, несомненно, случилось так, как утверждаем мы.
Патриарх константинопольский - историческая величина, гораздо значительнейшая, чем многие воображают. Не даром хронографическая церковно-историческая литература, появившаяся после разгрома 1453 года, началась с издания книги под заглавием: Historia patriarhica (1584 года), этой краткой летописи патриархов константинопольских XV и XVI-го века, написанной взамен подобных же византийских царских летописей; и не даром же новейшее греческое церковно-истоическое сочинение Мануила Гедеона: 1890 года - «Очерки патриархов» заменяют для Греков самую церковную историю своих патриархов для Грека значить знать все, что наиболее необходимо для человека, просвещенного по части родной церковной истории.
Одною из главных и непременнейших задач и нашего труда будет историческая жизнь константинопольских патриархов. Патриархов - хорошо знаем это: часто озлобляемых, унижаемых, гонимых, изгоняемых и умерщвляемых; едва ли не в большинстве случаев - унижающихся, роняющих свой сан и достоинство, низких и коварных, корыстолюбивых и порочных; положим редко - совершенно невежественных, еле бредущих по части греческой грамоты; положим и еще реже - шатающихся по улицам столицы, под предводительством поводыря, с протянутой рукой и твердящих что-нибудь вроде следующих слов: «дайте Велисарию на хлеб, Велисарий нищенством питается»; живущих в грязном и вонючем Фанаре, отдых в бедную черную сутану и священническую камилавку, не знающих что такое дворцы прелатов, а довольствующихся обиталищем, которым побрезговал бы иной действительный статский советник, но все же - великих своим авторитетом и влиятельным положением в церкви вселенской, - этих пап христианского греческого мира. Есть вещи, которые и в грязи блестят… Что было бы, если бы случился невероятный факт: примерно, если бы патриарх константинопольский обратился в католичество римское?!
Вот центр тяжести предлагаемого нами труда! Вот основная точка зрения на взятый нами для изучения период! Выдержит ли она критику - этого мы не знаем.