Предисловие книги: Из системы христианского нравоучения / Олесницкий М., проф. – Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1896. – 497 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     § 1. Современное положение и состояние нравоучения
     Если когда, то особенно в наше время, вопросы нравоучения или этики на очереди. Если в прежние времена люди интересовались и довольствовались первее всего и главным образом догматическими и метафизическими вопросами и диалектическим разрешением их, то в новое и особенно в наше время они интересуются и выставляют на передний план вопросы практической жизни. Жизнь вступила в свои права. А нравоучение или этика есть наука о практической жизни. Если в прежние времени люди готовы были довольствоваться верою, основываться на одном лишь авторитете, то в новое и особенно в наше время они хотят все по возможности узнать и во всем самостоятельно убедиться. Хочет вступить в свои права личность. А нравоучение или этика есть наука о самосознательной и свободной или, что тоже, личной жизни человека. В первое время после пробуждения этого стремления человеческий ум направил внимание свое на внешнюю природу, на объективную сторону бытия. Открытие законов природы и истолкование последней - вот первый предмет самостоятельных занятий человека. Но после и особенно в наше время человек устремился вниманием своим на жизнь человеческого духа. Он сам - вот главный и достойнейший предмет познания. В этом человек убедился самостоятельно, хотя из-за этого предмета он не пренебрегает физическою природою. Столь же ревностно он занимается и физическою природою как средою, обусловливающее существование и жизнь человека на земле. История на почве природы - вот правильное отношение областей бытия и полный предмет познания, по сознанию нашего времени. Ход мыслей и стремлений аналогичный, очевидно, ходу мыслей и стремлений в среде культурного древнегреческого народа. Но он более широк и губок. В силу указанных двух особенностей нашего времени, т.е. энергического проявления прав жизни и прав личности, и христианству, обращавшему на себя прежде внимание человека главным образом как догма или предмет верования, в наше время в особенности впору заявить себя «духом и силою» человеческой жизни. Уже древние апологеты христианские находили важным и необходимым указывать язычникам на благотворность христианства для практической стороны жизни. Тем более скепсис, равнодушие к христианству и даже иногда совершенное неверие, слышимые и распространяющиеся в наше время, должны быть одолеваемы прежде всего и главным образом этим путем. А верующие должны быть этим способом оживляемы и укрепляемы. Великое приобретение, если верующие в силу объективного авторитета убедятся в высокой благотворности для своей личности исповедуемой ими веры! Тогда вера будет запечатлена неизгладимою печатью. А с практической стороны христианство рассматривается в нравоучении или этике.
     Есть еще одна особенность нашего времени, побуждающая к ревностной разработке предметов нравоучения. В наше время сильно выдвинуты на прежний план культурная, политическая и особенно социальная стороны жизни человеческих обществ. Приходится разбираться в среде этих явлений и вводить их в известные номы. А последнее невозможно сделать правильным образом без содействия здравого нравоучения или этики. Вопросы культурные, социальные и политически должны быть решаемы в зависимости от решения вопросов моральных или нравственных. Крайне необходимо, чтобы современные общества и народы разъясняли себе нравственные начала и руководствовались ими. Без этого условия они не могут выйти из затруднительного и даже критического в некоторых местах положения своего в настоящее время и пойти путем процветания. А что нравственные понятия крайне спутаны и весьма часто фальшивы в современных обществах и у современных народов, это факт, которого никто не станет отрицать из здравомыслящих людей. Новое и особенное оживление получили в наше время и церковно-практические вопросы, то и эти вопросы могут быть решаемы не иначе, как при тщательном внимании к нравственной стороне христианства, не может быть никакого сомнения. Да и возможно ли в настоящее время заниматься рассуждениями о церковно-практических предметах, не обращая внимания на нравственно-практические результаты рассуждения и решения?
     Этими-то обстоятельствами объясняется, по нашему мнению, усиленное занятие в наше время у всех передовых народов нравоучением или этикой. Усиленно ищут идеала жизни. И не только пишут нравоучительные системы и моральные трактаты, но даже создают «нравоучительные общества» (в Англии и Северной Америке), задумывают основать и международный нравоучительный журнал (International Journal of Ethics). События и явления времени коснулись, естественно, и нас, России. Не можем и мы не принимать участия в общем течении истории. Потому-то у нас заинтересовались вопросами жизни и нравоучения. И философия (хотя бы, напр., в лице недавно основанного журнала - «Вопросы философии и психологии»), и богословие, и литература, и публицистика принялись за вопросы жизни, вопросы нравоучения. Но нельзя сказать, чтобы и у нас все и всегда имели ясные и верные нравственные понятия и представления. А наше «Нравственное Богословие» страдает схоластичностью и бедностью содержания. Следовательно, оно не может удовлетворять современным требованиям мысли и жизни. Желая влить в него больше содержания и оживить его, мы издали недавно книгу под заглавием «Нравственное Богословие, или христианское учение о нравственности», но эта книга назначена для начинающих ознакомление с нравоучительною областью. И составлена она по плану, заимствованному из семинарской программы (хотя с некоторыми изменениями). В настоящем сочинении, составленном по нашему особому плану, мы подвергнем предметы нравоучения более глубокому и более широкому рассмотрению. Настоящее сочинение будет представлять почти полную систему нравоучения. Оно будет содержать в себе все нити и указывать направления для построения полной в собственном смысле капитальной системы науки и для решения всех вопросов нравственной жизни. В нем будет выражено полной мировоззрение и воззрение на человеческую жизнь.