Предисловие книги:
Грех, его происхождение, сущность и следствия: Критико-догматическое исследование / Велтистов В. – М.: Тип. М.Г. Волчанинова (б. М. Н. Лаврова и Ко), 1885. – 312 с. – репринтная копия
ВВЕДЕНИЕ
Грех составляет всеобщее достояние человеческого рода. Нет на земле ни одного человека, который был бы свободен от греха.
Уже в невинных, по общему признанию, детях, в некоторых только что начинает пробуждаться сознание, заметны бывают проблески греховного состояния. Своенравие, упрямство, гнев, которые, весьма часто, можно встретить в детях, служат ясным доказательством этого. С возрастом человека крепнет и возрастает сила греха и разнообразятся формы его проявления. Зависть, злоба, ненависть, эгоизм - неразлучные спутники человека до самой его смерти.
Если от отдельного человека мы обратимся к целому обществу, среди которого он живет, то заметим, что все классы общества одинаково подчинены греху, с тем только различием, что в одних классах господствуют более утонченные формы греха, в других же – более грубые. Конечно, есть лица, отличающиеся честностью, благородством, добродетельною жизнью, но и они не лишены своего рода пороков. Совершенно же свободного от греха человека мы не встретим, сколько бы ни наблюдали то или другое общество.
Переходя от отдельного общества ко всем вообще народам, существующим в настоящее время на земном шаре, мы заметим то же самое явление. Все народы, цивилизованные и дикие, просвещенные и стоящие на самой низшей степени умственного развития, одинаково подчинены греху. Словом, на всем земном шаре в настоящее время не найдется ни одного человека, который был бы свободен от греха.
Если мы будем постепенно переходить от настоящего времени к прошедшему, от одного столетия к другому, и таким образом дойдем до самой глубокой древности, о которой до нас дошли исторические свидетельства, то заметим во все времена и на всех степенях человеческого развития господство греха во всей его силе.
Что действительно грех составляет всеобщее достояние человеческого рода, что действительно не было и нет ни одного человека, который был бы свободен от греха, яснейшее подтверждение этого мы находим в священных книгах Ветхого и Нового Завета, свидетельства которых должны иметь для нас в данном случае самую твердую силу доказательности и убедительности, как свидетельства, с одной стороны, идущие из глубокой древности, а с другой - представляющие собою Божественное Откровение.
Грех - ненормальное явление в человеческой жизни. Наглядным доказательством этого могут служить жертвы, составляющие существенный элемент древних религий. Цель этих жертв состояла главным образом в том, чтобы при помощи их освободиться от греха. Если же древние народы желали освободиться от греха при помощи жертв, то, значит, они считали его ненормальным явлением в человеческой жизни, потому что оттого, что составляет нормальное явление, нет никакой нужды освобождаться.
Самое же очевидное доказательство ненормальности греха представляет главный и существенный пункт христианской религии, именно искупление. Сын Божий сошел с неба на землю для того, чтобы освободить род человеческий от греха. Если же такая неизмеримая жертва потребовалась для освобождения рода человеческого от греха, то можно ли смотреть на грех, как на нормальное явление в человеческой жизни? Если бы грех был нормальным явлением в человеческой жизни, то не только такой неизмеримой жертвы, но даже просто никакой не нужно было бы употреблять для освобождения от него рода человеческого, потому что от нормального явления не для чего освобождать.
Итак, в силу представленных данных, мы должны признать, что грех, составляющий всеобщее достояние человеческого рода, есть ненормальное явление в человеческой жизни.
Если же грех, при своей всеобщности, есть ненормальное явление в человеческой жизни, есть то, что не должно быть, то, естественно, он не может быть признан существующим в человеческом роде с самого начального момента этого последнего, иначе сказать, не может быть признан явившимся одновременно с происхождением человека, потому что все, вышедшее из рук Творца, было весьма хорошо (Быт. 1, 31). Следовательно, и человек по своем сотворении не имел никакого недостатка и несовершенства и не испытывал в своей жизни того ненормального явления, которое известно под именем греха. Если так, то нужно признать, что грех явился в человеческом роде не одновременно с происхождением человека, а несколько позднее. Когда же и как произошел грех в человеческом роде? В чем заключались источники его происхождения в человеке и что такое грех? Это ненормальное явление в человеческой жизни, по своей природе, по своему внутреннему существу - вот вопросы, которые невольно возникают в нас теперь и которые занимали и занимают мыслящие умы с глубокой древности и до настоящего времени. К решению вопросов о происхождении и сущности греха мы теперь и обратимся.