Предисловие книги:
Константинопольский патриарх и его власть над русскою церковью / Барсов Т., э. орд. проф. Спб. духов. акад. – С.-Пб.: Тип. П.А. Ремезова, 1878. – 592 с. – репринтная копия
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос «о константинопольском патриархе и его власти над русскою церковью» принадлежит к числу важнейших и существеннейших предметов науки православного Церковного права вообще и русского - в особенности. В этом вопросе, с одной стороны, содержится сущность развития системы церковного управления на Востоке христианской церкви, с другой - заключаются первичные основания управления русской, отечественной церкви. Между тем этот вопрос остается незатронутым в православной литературе - греческой и русской; равным образом и западная - католическая и протестантская - литература не представляет исследования, посвященного специально настоящему предмету. Это обстоятельство освобождает нас от необходимости объяснять: почему мы остановились на это предмете и избрали его темою для нашего сочинения.
Озаглавливая наш труд «Константинопольский патриарх и его власть над русскою церковью», мы тем ясно определяем его содержание и задачу исследования. В содержание нашего туда входят два отдельных, но тесно связанных между собою вопроса: с одной стороны, учреждение константинопольского патриарха как высшего органа управления христианской церкви на Востоке, с другой - власть этого патриарха, которою он пользовался над русскою церковью в период ее зависимости от константинопольского престола. По отношению к первому вопросу мы раскроем постепенное возникновение патриаршей власти в христианской церкви и, в частности, а также другие, частные предметы, непосредственно входящие в состав общего вопроса и объясняющие различные стороны рассматриваемого учреждения, как-то: постепенное расширение преимуществ константинопольского патриарха и крайнее возвеличение его кафедры, особые отличия этого иерарха в ряду других патриархов и преимущества его кафедры среди прочих, положение того же иерарха и его кафедры на Востоке христианской церкви, состав управления константинопольского патриарха. По отношению ко второму вопросу мы покажем постепенное утверждение христианской церкви в русском государстве и полное образование русской иерархии, как главного признака действительного насаждения Христовой церкви. Раскрытие этого предмета покажет как причина, по которым возникла, так и основания, на которых утверждалась власть константинопольского патриарха над русскою церковью. Последующее рассуждение будет посвящено исследованию самых обнаружений, в которых проявлялась власть константинопольского патриарха над русскою церковью как одной из епархий константинопольского патриархата. Само собою понятно, что, исследуя эти обнаружения, мы будет касаться только тех фактов из жизни отечественной церкви, которые отпечатлевали на себе присутствие того или другого действия и распоряжения константинопольского патриарха по управлению русскою церковью.
Предположив исследовать названные вопросы в их взаимной связи, мы тем самым уже определяем объем нашего исследования. А именно как исследование о константинопольском патриархе должно простираться до того момента, пока продолжалась его власть над русскою церковью, так и рассуждение о власти константинопольского патриарха над русской церковью должно окончиться прекращением ее зависимости от первого, когда русская церковь получила самостоятельность. Правда, подчинение одной половины русской церкви - западнорусской митрополии - константинопольскому патриарху продолжалось слишком два столетия после освобождения от его зависимости другой - восточно-русской митрополии, однако мы в исследовании о константинопольском патриархе не пойдем далее момента падения Константинополя, когда совершилось освобождение собственно русской церкви как церкви русского государства от власти константинопольского патриарха, а главное, когда сформировались все нормы отношений константинопольского патриарха и его власти на почве православного, византийского законодательства. На этом моменте мы могли бы прервать и рассуждение о власти константинопольского патриарха над русскою церковью, которая также стала самостоятельною, но мы не сделали этого только в видах полноты нашего исследования по отношению к западнорусской митрополии.