Предисловие книги:
Государственное положение религии в Римско-византийской империи. Государственное положение религии в Римской империи (до Константина В.). Т. 1 / Бердников И. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1881. – 579 с. – репринтная копия
Вопрос о государственном положении христианской церкви, как он нам представляется, есть самый сложный канонический вопрос. Он обнимает собой многоразличные отношения, в которых выражается взаимная связь между церковью и государством и их взаимное влияние друг на друга. Он касается значения, какое придает государство религии в успешном достижении своих государственных целей, влияния ее на ход государственных дел, также отношения исповедания той или другой религии к правам гражданства. В него входит далее вопрос о взаимном отношении права священного к государственному и о правовом значении государственного законодательства по делам религиозным. К его же области относится потом исследование об отношении государственной власти к церковному законодательству, управлению и суду, и о влиянии государственного строя на организацию церковного управления. Наконец, неизбежно должны войти в него вопросы о государственной веротерпимости, о гражданских правах духовенства и об имущественных средствах церкви. Таким образом, наш вопрос обнимает собой несколько частных вопросов весьма серьезного характера. Уже одного краткого перечисления этих частных вопросов достаточно для того, чтобы видеть всю трудность нашего общего вопроса для исследования. Чтобы разрешить его с достаточной основательностью и полнотой, для этого нужно не только располагать историко-каноническим материалом, но и познакомиться в достаточной степени с государственным правом и юридическими науками вообще. Труд требуется, очевидно, не легкий.
При той тесной связи, какая установилась между церковью и государством исторически и, занимающийся церковным правом, постоянно и всюду встречается с вопросом о государственном положении церкви. Чем более знакомиться он с историческими подробностями и историческим развитием церковно-правовых норм, тем сильнее он чувствует необходимость основательного и серьезного изучения упомянутого вопроса. А с другой стороны, и жизнь общественно-церковная часто возбуждает вопросы, которые или прямо относятся к области отношений между церковью и государством или не могут быть решены основательно без надлежащего понимания этих отношений. Эти запросы церковно-общественной жизни тоже налагают на занимающегося церковным правом обязанность устремить свои научные разыскания в области вопроса, о котором у нас идет речь. Вот в сознании-то с этой двоякой необходимости, а не по чувству особенной подготовленности к тому, мы и решились избрать предметом своих специальных научных занятий вопрос, поставленный в заглавии нашего сочинения.
Мы избрали для решения своего вопроса медленный исторический путь. Мы начали рассмотрение его с эпохи, когда зарождались и вырабатывались отношения между церковью и государством. Этого требовал научный интерес. Но если бы посмотреть на дело и с практической точки зрения современных запросов церковно-общественной жизни, то они могут получить надлежащее разрешение именно тем же, а не другим каким либо путем. Эпоха первоначального христианства во всех случаях, во всех вопросах церковных служит образцом, к которому обращаются при оценке и решении вопросов и явлений современной церковно-общественной жизни. Изучить надлежащим образом эту эпоху и по отношению к данному вопросу значить приобрести правильный взгляд на всю последующую его историю до настоящего времени.
Мы держались и намерены держаться впредь в исследовании своего вопроса историко-генетического метода, как единственного научного приема, который может привести к прочным и строго научным результатам при исследовании явлений общественно-исторического характера. Этот метод поставил нас в необходимость начать исследование своего вопроса не со времени появления христианства, а с самого основания римского государства, с которым встретилось христианство при своем появлении. Когда христианство явилось на мир, оно нашло то место, которое ему подобало, занятым другой религией, пользовавшейся прочным государственным положением. Чтобы распространиться в римской империи, христианству нужно было устранить прежнюю религию. Отсюда трехвековая борьба христианства с языческой религией и с государством, ей покровительствовавшим. Когда же христианство одержало верх над языческой религией и постепенно заменило ее, тогда оно заняло в государстве то положение, которым пользовалось прежде язычество. Смена одной религии другою не изменила существенным образом склада римского государства. Взгляд государства римского на значение религии в деле достижения государственных целей и на место, которое она должна занимать в нем, остался, в общем, тот же самый. Да и вообще, законы, изданные в языческий период, продолжали действовать во все продолжение борьбы церкви с государством за право свободного существования и, значительно долгое, время после того. Законы христианских императоров, конечно, должны были носить на себе следы влияния христианских начал, тем не менее, и в это время основа общественного и государственного строя оставалась та же - историческая. Внешнее и наглядно доказательство тому представляет свод законов византийской империи, изданный при Юстиниане. Не смотря на о, что при Юстиниане влияние христианского учения на государственные законы стало гораздо заметнее прежнего, все-таки, треть законов, помещенных в его свод, принадлежит по своему происхождению к языческому периоду, и значительная часть остальных к третьему и четвертому веку, когда христианское влияние было очень ограниченное. При том же новые законы помещены в своде Юстиниана как дополнение к старым законам, составляющим основу свода. Поэтому, чтобы понять надлежащим образом смысл трехвековой борьбы христианства с язычеством и покровительствовавшим ему римским государством, и положение, которое заняла церковь Христова в византийском государстве, чтобы оценить сходство и особенности этого положения сравнительно с положением языческой религии, для этого необходимо было предварительно ознакомиться со строем римского государства и положением, какое занимала в нем римская языческая государственная религия. Этой последней цели нельзя было достигнуть посредством краткого очерка римской государственной религии и ее положения в государстве во время империи, потому что римская государственная религия во время империи сама представляла собой очень сложное историческое явление, непонятное без историко-археологического анализа и без обстоятельного исторического освещения. Вот научный путь, который привел нас к изучению положения христианской религии в римско-византийском государстве в связи с таковым же положением римской языческой религии.
При исполнении своей задачи мы старались быть как можно более точными, основывались большею частью на первоначальных источниках, приводили даже, где считали нужным, подлинный текст источников. Указание пособий, которыми мы пользовались при рассмотрении многих различных частных вопросов, входящих в наше исследование, и авторитетом которых мы дорожили, читатель найдет в подстрочных примечаниях в надлежащих местах.
В заключение, считаем нужным указать читателю сочинения, в которых трактуется о предмете нашего исследования, но которыми мы не пользовались в качестве научных пособий: Riffel. Geschichtliche Darstellung des Verhaltnisses zwischen Kirche und Staat von der Grundung des Christenthums bis auf lustinian. Mainz 1836. р. 11-75. - Никольский. Отношение христианского общества к римскому правительству и народу в первые три века нашей эры. Труды Киевской академии 1864. т. 2. стр. 423-480. - Лашкарев. Отношение римского государства к религии вообще и к христианству в особенности до Константина в. включительно. Киев 1876. стр. 1-46.- Драгоманов. Из истории отношений между церковью и государством в западной Европе. Знание. 1875. август стр. 1-25. При продолжении своего труда мы встретимся с более богатой литературой, преимущественно, впрочем, относительно вопроса о веротерпимости, и в своем месте дадим отчет о ней.