ПРЕДИСЛОВИЕ
Второй том курса церковного права обнимает собою догматическое изложение церковного устройства, учение о церковном управлении и учение о внешних отношениях церкви. Последние два учения содержат в себе и исторический, и догматический элемент, между тем как все , относящееся до исторического развития церковной организации, предпослано в первом томе. Основной порядок, которому я следую в изложении отдельных частей курса, остается неизменно тот же самый, которого я держался в первом томе. За исключением третьей части, имеющий догматический характер, в остальных отправною точкою для меня служит положение того или другого института ли вопроса в древней церкви и в римско-византийской империи, после чего показывается ход развития соответствующего института в западном, как в католическом, так и в евангелическом церковном праве, и в заключение уже излагается действующее русское право. Сравнительный прием употреблен мною и в третьей части, при догматическом изложении церковного устройства. Объясненный порядок изложения оправдывается не только общими соображениями о полезности и целесообразности историко-сравнительного метода, но важным значением западной науки для русского церковного права. Западное церковное право, научно разработанное, дает возможность русскому православному ученому установить и классифицировать научные понятия, без которых восточное и русское в особенности церковное право представляло бы лишь груду материала, не оживленного и не освещенного никакою научною мыслью. Долг русского православного ученого я поставлял не в том, чтобы наперекор истории и действительности, уверять читателя и слушателя в существовании несуществующей науки церковного прав в России, а в том, чтобы воспользоваться научными принципами, насколько они выяснились и установились в истории общечеловеческой культуры, для внесения посильной доли в важное дело построения русской науки церковного права на пользу православной церкви и на благо отечеству.
Н.С.
Ярославль. 18 марта 1980 г.