Предисловие книги: Борьба за веру: Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии с приложением статей закона и высочайших указов / Ясевич-Бородаевская В.И., д. чл. Рус. геогр. о-ва, чл.-сотруд. Юрид. о-ва при С.-Петерб. ун-те. – С.-Пб.: Гос. Тип., 1912. – 696 с. – репринтная копия

К ЧИТАТЕЛЯМ

     Настоящая книга слагалась из работ, написанных в разное время, но объединенных между собою единством мыслей и чувств, волновавших меня в течение более чем двадцатипятилетнего периода моей литературно-общественной деятельности. Заинтересовавшись религиозным движением в народе, я впервые, в Малороссии, встретилась с любопытной и трагической личностью Дуплия, этим ярким представителем секты так называемых шалапутов, которому и посвящена была моя первая статья в «Русских Ведомостях» в 1883 году. Этот страдалец за свою веру открыл предо мной целый ряд представителей других религиозных мировоззрений, до Кондратия Малеваного включительно, в единении с их последователями и на фоне оригинальной, ими самими созданной, религиозно-бытовой обстановки. Все эти люди, движимые жаждой познать истину и осветить ею свою жизнь, глубоко заинтересовали меня и жизнь их, переполненная страданиями и горем, пропитанная насквозь горючими слезами и кровью, стала моим горем, моими страданиями, и нашла свое отражение в последующих моих работах, в журналах: «Северный Вестник», «Новое Слово», «Живая Старина» и в научных докладах, которые появляются в печати здесь впервые.
     И чем глубже я окуналась в это бездонное море человеческого горя, тем непрерывнее становились страдания, предо мной раскрывавшиеся, перенося мое внимание от южного сектантства к старообрядчеству, от фактов и событий текущего дня к летописным страницам былого. Чем далее уходила я в область изучения народной жизни и разных религиозных течений, в их многообразии, тем ярче, среди царящего невежества и тьмы, вырисовывались передо мной эти смелые искатели правды и истины в своем духовном превосходстве и тем понятнее становилась для меня та пропасть, которая естественным путем образовалась между гонимыми и гонителями. Из области этнографии и истории приходилось обращаться к историческому обзору законодательства по старообрядчеству и сектантству, и здесь меня поражала шаткость и неустойчивость действующего законодательства.
     Как известно, заря новых судебных установлений была отчасти и зарей для законодательства о старообрядцах и сектантах. В 1864 г. был учрежден особый временный Комитет, под председательством графа Панина, для пересмотра и выработки законодательства по старообрядчеству и сектантству, и Высочайше одобренные гуманные заключения Комитета должны были лечь в основание всего дальнейшего законодательства по этому вопросу. Совершилось иначе. Каждое десятилетие - 1864, 1874, 1883 и 1894 гг. ознаменовывалось законодательным актом, касавшимся жизни лиц, отделившихся от господствующей церкви. Последний законодательный акт, от 4 июля 1894 г. о штунде, получивший столь печальную известность, переполнил чашу страданий сектантов, так как, превращенный в универсальное орудие борьбы, он уничтожил всякое понятие о законности в отношении всех сектантов; поэтому я с особенным вниманием отнеслась к изучению причин, способствовавших созданию этого законодательного акта, а также и к применению его к жизни. Желание выяснить всю искусственность этого законодательного акта побудило меня тщательно ознакомиться с судопроизводством по этому вопросу, а также и заняться изучением истории развития законодательства по старообрядчеству и сектантству.
     Отсюда взяла свое начало работа «Обзор законодательства», напечатанная в начале настоящей книги, где я дала посильное указание дефектов в наших законоположениях, обнимающих собой жизнь людей старой и новой веры. Мне отрадно здесь отметить, что работа эта, представленная мною в начале 1905 г. бывшему председателю Комитета Министров гр. С.Ю. Витте, имя которого так тесно связано с драгоценным актом от 17 апреля 1905 года, была им принята и по его распоряжению отпечатана в очень ограниченном количестве экземпляров для раздачи всем членам Комитета Министров и всем участникам комиссии при Комитете Министров, разрабатывавшей в то время вопрос о веротерпимости и свободе совести.
     Раздался, наконец, с высоты престола 17 апреля 1905 г. голос царский, и никому этот благовест о свободе совести не был слаще и милее, как именно страдальцам за свою веру и всем тем, кому близко и дорого благосостояние и духовный рост народа. Трудно описать пережитое светлое время, когда и враги старообрядцев и сектантов, временно, конечно, стали как будто их друзьями. То была общая радость, объединившая всех людей.
     К общему крику радости, раздавшемуся и со страниц периодической прессы и с общественных кафедр, присоединился затем голос народных представителей в Государственной Думе, которые разрабатывали предложенные правительством формулы законодательства, шли дружно, к общей цели - народному благу. Увы, желанный конец, конец страданиям гонимых, оказался не так-то еще близок. Старое без боя и сопротивления не хочет уйти со сцены живой истории, не желает без борьбы уступить свои позиции. Исторические заседания Государственного Совета внесли в наши радостные ожидания былую грусть и печаль. Снова, по-видимому, тучевые тени заходили по лицу русской земли, предвещая недоброе, возвращение к тому, к чему, казалось бы, после Высочайшего Манифеста от 17 апреля 1905 г., нет возврата! Снова делаются попытки, если не воскресить отходящий в вечность старый режим, то хотя бы создать всякие препятствия новым законодательным веяниям в области религиозной жизни народа. Таким образом, длинный путь труда и борьбы на пользу гонимых за веру оказывается далеко не пройденным, и приходится собираться с новыми силами, в твердом убеждении, что каковы бы ни были неблагоприятные течения современной русской жизни, - их последний час все же не за горами. И если текст настоящей книги приходится заканчивать печальной статьей, где в заголовке стоит «Гонения и насилия продолжаются!», то все же есть возможность не только отметить наличность этих гонений и насилий, но и указать пути и способы, коими эти ужасы русской жизни должны быть уничтожены.
     Поэтому в Приложениях этой книги читатели найдут и голос народа, и голос его представителей, и те статьи закона, которые легли в основание к дальнейшему развитию законодательства по старообрядчеству и сектантству, и те, кои даны ныне с высоты Престола для ограждения верующих людей от насилия и произвола.
     Пусть же настоящая книга, где собраны все этапы борьбы за веру в историко-юридическом освещении, хотя несколько поможет грядущим поколениям, приходящим нам на смену или нам на помощь, уяснить себе, к чему сводятся pia desideria всех тех, кто вложил в эту вековую борьбу свою жизнь, свои слезы и кровь, к чему сводились стремления народных представителей в Государственной Думе, так горячо отозвавшихся на Высочайшие Манифесты от 17 апреля 1905 и 17 октября 1906 г., кто ставил препоны к осуществлению этих Манифестов в полном их объеме и как и чем помочь великому горю народному.
     Если мой труд поможет такому уяснению, я буду считать, что выполнила дело своей жизни и внесла в общую борьбу за религиозную свободу и свою лепту, с глубокой верой в торжество правды. Посвящаю свой труд друзьям и защитникам гонимых за веру. Принося извинение за могущие встретиться здесь неточности и ошибки, я буду очень признательна читателям за указания таковых и за присылку мне материалов по старообрядчеству и сектантству, что даст возможность в дальнейшем исправить и дополнить мой труд. Считаю долгом принести глубокую признательность, как отдельным лицам, так и учреждениям, оказывавшим мне содействие в моих работах и особенно горячо благодарю Василия Григорьевича Дружинина за советы и ценные указания по истории старообрядчества.
     Сердечное спасибо милым, дальним моим друзьям - сельчанам, рассеянным в глуши деревень и хуторов родной Украины, страдальцам за веру и не только, искателям, но и носителям правды Божьей. Буду бесконечно рада, если когда-нибудь долетит до них это выражение моей любви к ним, а также и мое горячее спасибо за их доверие ко мне, трогательную любовь и отзывчивость.

В. Ясевич-Бородаевская