Предисловие книги:
Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области. Юридический быт. Т. 1 / Гродеков Н.И. – Ташкент: Типо-лит. С.И. Лахтина, 1889. – 544 с. – репринтная копия
Изучение современного юридического быта киргизов и каракиргизов чрезвычайно важно, как для правильного устройства управления и суда в среде кочевого населения наших среднеазиатских областей, так равно и для науки.
Необходимость изучения обычного права инородцев, населяющих окраины империи, чувствовалась давно. Так, в двадцатых годах текущего столетия, по распоряжению правительства, под надзором генерал-губернатора Сибири и специальной комиссии, был составлен сборник обычного права сибирских инородцев, в том числе и киргизов. Сборник составлялся самими инородцами, на их языках, и после перевода на русский язык, хранился во II отделении Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. При графе Сперанском существовала мысль о составлении свода всех местных законов и обычаев империи, между прочим, и для сибирских инородцев, для чего мог послужить материалом означенный сборник. Мысль эта не была приведена в исполнение и собранный в Сибири материал издан, по сохранившимся копиям, только в 1876 году, профессором варшавского университета Д.Я. Самоквасовым, под заглавием: «Сборник обычного права сибирских инородцев». В конце сборника, в отделе «Обычаи киргизов», в строго догматической форме, изложено обычное право киргизов, очевидно, сибирского ведомства, т.е. преимущественно большой и средней орд. О каракиргизах в сборнике не упоминается.
Как видно из предисловия к отделу «Обычаи киргизов» материал этот составлялся в особом комитете, с участием киргизских старшин. Даже при беглом чтении этого отдела видно, что собранное комиссией в значительной степени сочинено приглашенными в комитет киргизами. Такова глава «О богопочитании». Далее обращают на себя особенное внимание статьи о правах и преимуществах белой кости и жестокие наказания (смертная казнь, плети, отсечение членов и пр.), совсем не свойственные киргизам, у коих почти все преступления оплачиваются и оплачиваются вознаграждением.
В 1831 году А. Левшиным издан труд, составленный замечательно умело и служащий до сего времени основою дальнейшего изучения кочевников киргизских степей. В нем изложены основные начала киргизского обычного права, но, к сожалению, весьма кратко.
В начале пятидесятых годов чиновник азиатского департамента и образованный ориенталист Бонч-Осмоловский, служивший в Оренбурге и Перовске, трудился над собиранием и разработкою сведений о юридических обычаях киргизов. Труд его, однако, не был издан и таким образом погиб для дела.
В 1865 году издана книга «Киргизская степь Оренбургского ведомства», составленная подполковником генерального штаба Меером. В ней, между прочим, имеются сведения о юридических обычаях киргизов; но все это изложено весьма кратко и при том в общем описании нравов и обычаев.
Вот почти весь печатный материал, имеющийся в нашей литературе ко времени составления (1865 г.) «Проекта положения об управлении в областях Семиреченской и Сыр-Дарьинсой», из коих в 1867 году было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, управлявшееся на основании указанного «Проекта положения» до 1887 года, т.е. в течение почти 20 лет. Если в этом «Проекте Положения» не наделано очень крупных ошибок, то благодаря только удачному личному персоналу комиссии, составлявшей этот Проект.
За время управления Туркестанским краем генерал-губернатора К.П. Кауфмана, от просвещенного ума которого не могла укрыться необходимость собрания постановлений киргизского обычного права, делались попытки в этом направлении. Но задуманное не удалось по многим причинам, из коих, как на главную, можно указать на то, что дело велось канцелярским порядком. Впрочем, мысль Кауфмана, поощрявшего исследования Средней Азии во всех отношениях, не осталась без всякого результата. Вместо официальных, в печати появились частные работы.
Из них более замечательна работа г. Загряжского, напечатанная в 1876 году, в IV выпуске сборника «Материалов для статистики Туркестанского края», под заглавием: «Юридический обычай киргизов». Труд этот довольно полон и касается юридического быта не только степных киргизов (казаков), но и каракиргизов. Недостатки его заключаются в форме изложения: все разбито по параграфам и изложено в строго догматической форме, без вариантов по ордам и местностям; затем не указаны время составления, а также и местности, в которой записывались адаты. Между тем в подобной работе все это имеет существенное значение, потому что юридические обычаи киргизов разных орд и местностей, далеко отстоящих одна от другой, значительно разнятся между собою.
Кроме этого капитального труда имеется несколько мелких статей, помещенных в разное время в периодических изданиях. Из них заслуживается статья г. Ибрагимова, помещенная в Записках Географического общества (том VIII, 1878), под заглавием «Заметки о киргизском суде». Статья не представляет собою сборника постановлений обычного права киргизов, а есть очерк киргизского судопроизводства и характеристика некоторых обычаев. Между прочим, в ней имеются важные для юриста указания на отношения киргизов к русским и мусульманским (по шариату) судебным постановлениям.
Западносибирские статистические комитеты, изучая киргизов восточной части степей, обратили внимание на исследование их юридического быта; причем сделаны попытки критической разработки как старых материалов, так равно и самого юридического быта.
В 1882 году издана в Омске «Памятная книжка Западной Сибири»; в отделе III в ней имеется статья И. Козлова, под заглавием «Обычное право киргизов», составленная на основании судебных решений биев, соображаясь с трудами Самоквасова, Загряжского, Левшина и других. По своему направлению, статья эта представляет критическую разработку обычного права всех киргизов и общую характеристику его, с указанием тех нововведений и изменений, которые вошли в обычное право из шариата и «Временного положения об управлении в областях Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской»; параллельно с обычаями сибирских киргизов, приведены и обычаи киргизов Туркестанского края.
Новейшую работу по киргизскому обычному праву представляет издание в 1886 г., в Омске, Семипалатинского областного статистического комитета, «Материалов для изучения юридических обычаев киргизов» (вып. I, Материальное право). Основным материалом для этой книги послужили данные, собранные уездными начальниками Семипалатинской области, по программе, данной в 1882 г. генерал-губернатором Западной Сибири; они разработаны и дополнены составителем книги П.Е. Маковецким, членом статистического комитета, посредством устных расспросов в степи и путем изучения подлинных решений биев.
Труд г. Маковецкого представляет ценный вклад в литературу по обычному праву киргизов, заключая в себе указание на историческое происхождение некоторых обычаев, на влияние шариата и русских законов; кроме того в книге собраны варианты обычаев по местностям и обстоятельствам дела; введен критический разбор, объяснения и проч.
С первых дней вступления в управление Сыр-Дарьинскою областью, я заметил большой пробел в сведениях по обычному праву киргизов. То, что было напечатано по этому отделу в России, мало удовлетворяло современным местным требованиям, вследствие крайней ограниченности собранного материала и совершенно недостаточной его разработки. Вместе с тем, под влиянием таких могущественных факторов, каковы: мусульманство, энергия проповеди которого среди кочевников ишанами из Бухары, Самарканда, Коканда и Ташкента усилилась со времени умиротворения нами Средней Азии; русское владычество с новыми порядками и цивилизацией, переход кочевников к земледелию, появление новых видов промышленности и проч., произошло значительное изменение в обычном праве. То, что было у киргизов при ханах, при султанах, управлявших ордами и группами родов, при сильных, независимых родовичах, при кокандских беках и хакимах и пр., отчасти давно забыто, отчасти изменено. В жизнь народа широкою волной влились новые взгляды и понятия; жизнь начала предъявлять новые требования, к которым и пришлось приспособить постановления обычного права.
В 1884 году я обратился к лицам уездной администрации с просьбой собрать адаты. Но присланный материал, собранный чрез безграмотных переводчиков, не имел никакой цены. В январе 1886 года я познакомился с окончившим курс историко-филологического института А.Н. Вышнегорским. На службе в Средней Азии он изучил языки: киргизский, сартовский и персидский. Мне тогда же пришло на мысль пригласить его собрать адаты на месте, в самых кочевьях и зимовых стойбищах киргизов, посредством расспросов и записывания со слов биев и других сведущих людей.
Чтобы приступить к делу, я обратился с просьбою к известному знатоку Средней Азии, В.П. Наливкину, составить программу для сбора постановлений киргизского обычного права. Г. Наливкин исполнил мою просьбу, и в начале 1886 года г. Вышнегорский был послан в уезды. Ему, между прочим, было указано: записывать все варианты адатов по местностям и имена сообщивших и не пренебрегать никакими сведениями, как бы они ни казались малозначащими. Г. Вышнегорский пробыл в среде кочевого населения семь месяцев. Им было собрано так много материала, что на разбор его потребовалось около года. Кроме того, пришлось вести сношения с уездами, для пополнения пропусков или объяснения мест неясных. Для иллюстрации обширного материала, взяты были из бийских книг решения на разные случаи.
Таким образом, составился настоящий том, представляющий свод современных юридических обычаев киргизов (казаков) и каракиргизов Сыр-Дарьинской области.
Кроме материала, имеющего чисто юридический характер, попутно собирались: исторические сказания по копиям древних рукописей, сохранившихся в руках грамотных киргизов, героические поэмы, поверья, басни, загадки, заклинания и проч. Этого материала, вероятно, хватит еще на два тома. В виду этого программу всего издания пришлось значительно расширить и дать ему более общее заглавие: «Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области».
При собирании адатов наиболее ценные сведения доставили: 1. Е.А. Александров, помошник начальника Казалинского уезда, родом сибирский казак, из города Кокчетава, хорошо владеющий киргизским языком и знакомый с бытом киргизов. 2. Кадыр Абсалямов, переводчик Чимкентского уездного управления, родом из татар, давно живущий в Туркестане и по своим прежним профессиям: купца, поставщика провианта для войска и содержателя почтового тракта, изучил адат не из одних рассказов биев, а из постоянного сношения с народом, из бийских решений, жалоб, вообще непосредственно из жизни. 3. Торгай, киргиз рода Ошакты, по профессии возчик, видевший Оренбург, Троицк, Верный и др. места. Ныне занимается земледелием в Кураминском уезде. 4. Каракиргизский бий Курпетай Даулеткулов. 5. Бий Абдрахман, Аулиеатинского уезда. 6. Бий Султан Канаев, Чимкентского уезда. 7. Султан Даулет Бушаев, из тюрей Перовского уезда. 8. Сагындыков, бий Чимкентского уезда и др.
Н. Гродеков
Ташкент, июнь 1889 г.