ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ
Трудно указать более сложный и жизненный предмет исследования, требующий именно по причине жизненности своей утонченно-осторожного к себе внимания, чем вопрос о церковной власти.
Наука канонического права, ближайший предмет которой составляет церковная власть, рассматривает последнюю как факт и необходимое предположение церковного устройства. Но вопросы об источниках этой власти, пределах, характере ее применения, формах организации учреждений, через которые она действует, и в ней самой представляют или обширное поле научных изысканий, научной полемики, разнообразных построений и обоснований (как в западной канонической науке), или же, предмет едва только нашедший свою очередь для научного исследования (как в нашей отечественной науке церковного права). Занимая важное господствующее положение в целой системе права, вопрос о церковной власти, конечно, содержит в себе все те затруднения, которые присущи и прочим частям системы, разделяет с ними общую судьбу. Трудность построения системы церковного права особенно велика: жалобы на это можно встретить едва ли не в каждом курсе церковного права, да это необходимо следует из самого существа дела. В частности для систематики права православной церкви в высшей степени затрудняющим дело обстоятельством служит как внешняя обширность и разнообразие его источников, так и еще более внутренняя, принципиальная их разнородность и так сказать идейная их хаотичность, так что без строго определенного метода здесь, по-видимому, нельзя придти к какому-либо, практически дельному, результату.
Задача нашей книги исключительно формальная. Она состоит в том, чтобы: а) указать основания, источники и истинный характер полномочного действования различных органов церковной власти; б) привести к высшему единству разнообразные формы церковного устройства в своей исторической преемственности, представляющиеся лишь в виде простого агрегата канонико-юридического материала, и представить их в цельном и живом органическом сочленении. Короче, задача нашей книги - канонико-догматическая и канонико-синтетическая или систематическая.
В первом отношении наши усилия направлялись к тому, чтобы верно понять дух канонического права православной церкви и идейную сторону различных форм церковного устройства, определяемых как этим правом, так и государственным законодательством Византии, славянских стран и отечественным. Во втором отношении нас одушевляла мысль в юридическом анализе предлежащего нам канонико-юридического материала - «в переработке правовых положений в правовые понятия» и в синтезе их возвыситься в сфере канонического права до уровня, на котором стоит в настоящее время наука гражданского права - представить попытку извлечения канонической логики и системы православного права из него самого, следов вполне ему родственной и индивидуальной.
Давно работая над осуществлением этой задачи, мы уже успели по крайней мере в главных чертах издать несколько лет тому назад результаты своих работ этого рода, именно в ряде статей, помещавшихся в Православном Обозрении за 1889, 1890, и 1891 годы. Оставаясь в целом верными выраженным в этих статьях воззрениям, мы перепечатываем их в настоящей книге, местами их исправив и снабдив объяснениями по поводу сделанных против них возражений, а также и восполнить пробелы, допущенные тогда по независевшим обстоятельствам, именно потому, что покойный редактор Православного Обозрения обязательно предупредил нас о своем намерении приостановить свое издание и мы вследствие этого вынуждены были по возможности быть краткими.
Таковы основания, по которым мы вступаем с предлежащею книгою на суд специалистов и просвещенных лиц, любящих православную церковь и работы, ей посвящаемые.