Предисловие книги:
Курс церковного права. Введение. Ч. 1. Исторический очерк развития церковного устройства. Ч. 2. Исторический очерк развития источников церковного права. Т. 1 / Суворов Н. – Ярославль: Типо-лит. Г. Фальк, 1889. – 382 с. – репринтная копия
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предпринимая издание курса церковного права, я остановился сначала на мысли издать краткий учебник, в котором бы с возможною сжатостию были изложены элементы науки, однако после некоторого размышления должен был оставить эту мысль. Наука церковного права есть одна из самых неразработанных. По массе вопросов, составляющих настолько сбивчивые и неопределенные понятия, что всякое научное положение, поставленное с полною определенностию и в то же время не обставленное сполна теми основаниями, на которых оно утверждается, могло бы возбуждать недоверие, вместо того чтобы убеждать. А по свойству науки церковного права, недостаточная убедительность выставляемых положений могла бы подвергнуться более строгому обсуждению, чем бездоказанность в других научных областях. Поэтому я не нашел возможным обойтись без соответствующих ссылок и цитат при изложении учений, соответствующих ссылок и цитат при изложении учений, составляющих содержание науки церковного права, а раз выяснилась для меня эта необходимость так называемого учебного аппарата, мой курс не мог быть тем кратким учебником, который был задуман мною сначала. В настоящем первом томе курса предлагается исторический обзор развития церковного устройства, прежде чем оно вылилось в ту окончательную форму, в которой мы находим его в настоящее время, а также исторический обзор развития источников церковного права вместе и с источниками практическими, т.е. теми, которые в настоящее время управляют церковною практикою, с тем чтобы следующий том мог быть начат догматическим изложением церковного устройства. Таким образом, этот первый том имеет исторический характер. Это не значит, чтобы весь исторический элемент науки был выделен в этот первый том, так чтобы остальное содержание курса носило исключительно догматический характер. В учении о церковном управлении и в так называемом внешнем церковном управлении и в так называемом внешнем церковном праве также будет играть немаловажную роль исторический элемент; но что касается церковного устройства, исторический элемент учения о нем, вместе с историей источников, сполна выделен в первом томе. При изложении этого исторического элемента я следовал правилу, которое, как мне кажется, не допускает оспаривания, что историческая правда должна стоять выше всяких пристрастий и предубеждений и что игнорирование этой исторической правды историей же и наказывается.
Н. Суворов
5 мая 1889 года