Предисловие книги: Революционная законность и бытовые преступления на Востоке / Мухитдинова Э. - М., Л.: Гос. изд-во, 1929. - 39 с. - формат А5 - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

   Рабочий класс в союзе с широкими массами крестьянства ведет гигантскую работу по социалистическому переустройству страны. Вместе с рабочим классом, несмотря на огромные трудности, под руководством коммунистической партии активно участвуют в этой работе работницы и крестьянки. Каждый год новые и новые сотни и тысячи работниц и крестьянок вливаются широкими массами в ряды активных строителей социализма. Надо, чтобы за сотнями и тысячами тянулись миллионы тружениц как сознательные и равноправные борцы за дело пролетариата. А для этого необходимо фактическое раскрепощение женщины от бытового угнетения, от тех многочисленных предрассудков и обычаев, которые железным кольцом окружают повседневную жизнь трудящейся женщины. Нужна упорная и постоянная работа по борьбе за улучшение быта работницы и крестьянки. В этой области надо добиться гораздо более решительных и быстрых успехов, чем мы имеем в настоящее время. В особенности трудно обстоит дело с раскрепощением труженицы Востока, приобщением ее к хозяйственной и культурной жизни страны.

   Экономическая и культурная отсталость национальных областей и республик, своеобразие бытовых условий лишают труженицу Востока всяких человеческих прав. Такие явления, как многоженство, калым, раннее замужество и принудительный брак, окончательно закабаляют ее и не дают возможности принимать участие в общественной жизни.

   У средне-азиатских народностей, а также среди народностей Северного Кавказа, до сих пор еще не потеряло свою силу шариатское право. Это духовно-светское право мусульманских народностей, основанное на общих указаниях религии, в, частности Корана (священная книга мусульман). Шариат по существу стоит на почве неравенства полов и: закрепощения женщины. Шариат проповедует многоженство, не дает женщине права развода, в, вопросах наследования она приравнивается к полчеловеку (сын наследует две доли, а дочь — одну долю с имущества отца); показания двух женщин, как свидетельниц на суде, равносильны показанию одного мужчины. Коран разрешает иметь мусульманину до 4 жен. Все это ставит женщину в положение рабыни в отношении властелина - мужа. Женщина составляет чуть ли не недвижимую собственность мужа: уплачивая за жену калым, муж как бы покупает ее и становится полным ее хозяином. По существующим обычаям, девушка не имеет права на самостоятельный выбор мужа, и родители выдают Дочь, совершенно не считаясь с ее личным желанием. Выбирать мужа считается чуть ли да позором, и часто девушка боится, как бы про нее не сказали злые языки, что она сама выбирает себе жениха. Одновременно с шариатским правом, дополняя его, в этих окраинах существуем еще адатское, или обычное право (традиции), не менее грубое и жестокое по отношению к женщине.

   Но борьба с этими явлениями трудна и сложна, ибо они складывались веками, закреплены религией и обычаями страны. На окраинах наши национальные республики и области не прошли еще ступени капиталистического развития, почти не имеют промышленного пролетариата, в большинстве мест ведется скотоводческо-кочевое хозяйство. Многие народности Востока, имеющие отсталое хозяйство, сохранили и ряд обычаев прежних времен. Именно как сохранившийся остаток этого древне-родового быта и являются многоженство, калым, родовая месть.

   Эти уродливые остатки старого омертвевшего быта задерживают экономическое и культурное развитие национальных окраин. В настоящий момент полным темпом идет социалистическое переустройство национальных республик и введение новых форм хозяйства. Происходит небывалое в истории экономическое оживление Советского востока, открывается ряд новых фабрик и заводов, новые линии железных дорог прорезают наши далекие восточные окраины. Промышленность таких национальных районов, как Средняя Азия, растет главным образом за счет тех отраслей производства, которые в основном вовлекают женскую рабочую силу (хлопковая, шелкопрядильная, текстильная). Это вызывает необходимость обеспечить участие труженицы Востока не только в общественной жизни, но и в области хозяйственного строительства; надо развязать ей руки для участия в новых экономических процессах, как действительному равноправному хозяину края. Увеличение кадров промышленных и общественных работниц из коренного населения чрезвычайно важно для укрепления пролетарского влияния на всю массу трудящихся женщин Востока. Поэтому решительная борьба с бытовыми пережитками является одним из звеньев общей борьбы за вовлечение трудящихся в социалистическое строительстве! Наступил момент, когда необходимо крепко и решительно ударить по бытовым предрассудкам, закабаляющим восточную труженицу. В целом ряде национальных республик и областей разворачивается огромная работа по фактическому раскрепощению восточницы. Мы имеем в этой области ряд реальных достижений в таких республиках, как Узбекистан, Азербайджан, где произведена большая работа по снятию чадры. Так как неравенство женщины являлось историческим орудием угнетения и эксплуатации в руках баев, манапов и мулл, то естественно всякие мероприятия, направленные к изжитию этого неравенства, вызывают контрнаступление со стороны наших классовых врагов. Чем быстрее, увереннее идет восточная труженица по пути раскрепощения, тем бешенее сопротивляются классовые враги пролетариата. Бай, манап, мулла и кулак, действуя единым фронтом, стараются сорвать работу партии и советской власти в этой области. Они, используя религиозный фанатизм культурно-отсталого населения, развивают бешеную агитацию против наших законов по бытовым преступлениям, против вовлечения восточниц в производство. Они борются вооруженной рукой против раскрепощения женщин. Не ограничиваясь одной агитацией, они организуют террористические акты против туземных общественниц, которые смело и самоотверженно ведут работу за раскрепощение женщины. Однако мы имеем немало примеров, когда суды на местах рассматривают подобные явления как простое убийство. Убийство делегатки, члена совета, убийство узбечки за снятие чадры—это есть открытый террористический контрреволюционный акт наших врагов, направленный к подрыву нашей работы в одном из ответственных участков.

   Надо организовать широкие массы бедноты и батраков для наступления на кулаков и мулл. Вокруг задачи за фактическое раскрепощение восточной труженицы необходимо мобилизовать все наши силы, всю партийную и советскую общественность. Эта работа не по силам только отделам работниц на местах, которые безусловно являются главными застрельщиками в этой области. Наши суды, профорганы, советы и другие массовые организации должны поставить в центре внимания вопрос борьбы за раскрепощение женщин. Но эта работа не должна проводиться в порядке временных, ударных кампаний, здесь нужна упорная постоянная работа, с повседневным учетом реальных достижений и обстановки.

   Восточная труженица должна избавиться от калыма, многоженства или снять чадру не для торжественного случая, не в виде красивого жеста, как это проводится в буржуазных странах Востока либеральными прогрессистами. Коммунистическая партия проводит действительное раскрепощение женщины, действительное приобщение ее к труду и культуре.