В изданном мной рассуждении под заглавием: «Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской Правды», я между прочим поместил текст этого памятника, составленный на основании 50 списков. Не смотря на то, что издание Русской Правды сделано здесь со всей возможной отчетливостью и точностью, оно не дает однако полного и наглядного понятия об отдельных ее списках. Только два из них напечатаны вполне, а изо всех прочих, за исключением весьма немногих статей , заимствованы лишь одни выражения и слова, подведенные в виде вариантов к двум означенным спискам. С другой стороны, самое содержание Русской Правды, сообразно с целью рассуждения, я почел нужным расположить не в том порядке, в каком отдельные статьи находятся в подлинных рукописях, а напротив приняв для того свою систему. Чтоб заменить тот и другой недостаток, я приложил к составленному таким образом тексту две особые таблицы, которые указывают на числительную соответственность статей в моем издании с статьями в тех подлинных списках, какие я имел под рукой, но как и это пособие кажется мне еще не вполне удовлетворительным, то я решился издать отдельно, в виде прибавления к полному тексту Русской Правды, четыре ее списка, отличающееся между собою не только по времени, когда они были составлены и написаны, но также количеством помещенных в них статей, содержанием их и изложением и наконец самым порядком, в каком он друг за другом следуют, так что каждый из выбранных мной списков можно, по справедливости, признать представителем особой редакции.
Другая причина, побуждающая меня к изданию Русской Правды в таком виде, заключается в довольно настоятельной потребности нашего времени—иметь не только, по возможности, полное и исправное, но и дешевое собрате по крайней мерь главных списков этого драгоценного памятника. Вот вместе с тем основание, почему я исключил отсюда известный древнейший список, находящейся в Синодальной Кормчей XIII-го века, отысканной Карамзиным, который в первый раз и лучше всего был издан К.Ф. Калайдовичем: первая часть Русских Достопамятностей, где он напечатан, продается по самой умеренной цене, да и без того необходима для каждого занимающегося Русской историей и правом, так как в ней помещено еще несколько других весьма важных памятников древности. Напротив список, известный под именем Академического, нельзя иметь отдельно и дешево, потому что особое его издание, сделанное в 1767 году знаменитым Шлецером, составляет теперь величайшую библиографическую редкость.
Помещаемые здесь списки Русской Правды суть следующие:
I. Приведенный тотчас список Академический находящейся в Новгородской летописи, которая принадлежим Академии Наук в С. - Петербурге и потому известна под именем Академической II. Она писана на лощеной бумаг (в четвертку), полууставным почерком исхода XV-го века, и содержит в себе Русскую Правду от л. 49 до 54-го, в след за описанием под 1016 годом от Рожд. Хр. войны Ярослава Великого с Святополком, бегства и смерти последнего, непосредственно за следующими словами: «Ярослав иде кь Кыеву , седе на столе отца своего Володимира, нача вои свои делити: старостам по 10 гривен , а смердом по гривне, а Новгородцем по десяти гривен всемь, и отпусти ихъ всехь домовъ, и дав им правду и уставъ списав , глаголавъ тако: по сей грамоте ходите, якоже писахъ вамъ, такоже дерьжите». По изложении Русской Правды продолжается опять летопись. «В лето 6525 (1017) Ярослав иде к Берестии и заложена бысть Святая София в Киеве. — В лето 6526, 6527 , 6528. Родися у Ярослава сын и нареченъ бысть Володимиръ», и т.д. — К статьям этого списка я прибавил еще одну, которая найдена была Татищевым в так называемой им Ростовской летописи и вместе съ списком Академическим напечатана в первой части Продолж. Древн. Росс. Вивлиофики (на стр. 9 — 22). Прочие немногие списки, имеющие ту же редакцию, не заключают в себе никаких важных отменъ.
II. Список Троицкий. Он находится в одном Сборнике, известном под именем «Мерила Праведнаго», который хранится в Монастырской библиотеке» Троицкой Сергиевой Лавры, по описи (1795 г.) пергаменных книг под № 14. Сборник этот писан на пергамине, в малую четвертку, в один столбец, весьма красивым уставом конца ХIV-го века. Русская Правда помещена здесь в след за статью «о церковных людех и судех и о десятинах и о мерах городских» (которой однако уцелел только один лист) и занимает место отъ л. 332—344-го, распадая на две половины или статьи 28 и 29, из коих вторая начинается уставом Владимира Мономаха о резе;, за ними следуют церковные правила «о власех» (о растящих власы и о стриженьи брады). — К редакции этого списка подходят все известные мнн списки в Кормчих, за исключением означенного выше списка Синодального конца ХII-го века, который отличается от Троицкого и других порядком расположения некоторых статей и опущением статьи «о поклепной вире », и списка Князя Оболенского с списком одной Кормчей С. Петербургской Публичной библиотеки, которые имеют свою особую редакцию (см. ниже сп. IV),
III. Список Карамзинский. Он находится в Новгородской летописи, принадлежавшей прежде Засецкому, а впоследствии Н.М. Карамзину, Она писана в четвертую долю л., полууставным почерком ХV-го века, и принадлежит теперь супруге покойного Историографа. Русская Правда находится здесь от л. 134 — 155 на обор. и помещена после 1019 года, по описании Альтского сражения и перенесения мощей св. Бориса и Глеба, вслед за словами: «Нача Ярослав вои делити: старостам своим по 10 гривенъ, а смердом по гривне, а Ноугородцем по 10 гривенъ, и отпусти а вся домов, и дав им правду и уставь, списав грамоту, и рече: «по сему ходите и держите, якоже писахь вам». За Русской Правдой следует так называемый «Судебник Царя Константина», и уже потом продолжается летопись. — К этой редакции принадлежат, сколько мне известно, все списки, находящиеся в позднейшей Новгородской летописи, известной под названием Софийского Временника.
IV. Список Князя Оболенского. Он находится в Кормчей, принадлежавшей прежде Князю М.А. Оболенскому, но в последнее время принесенной им в дар Московскому Главному Архиву Министерства Иностранных Дел, где и хранится она теперь по общему каталогу рукописей Русских под № 576. Кормчая эта писана в лист, весьма небрежной скорописью второй половины ХVII-го века. Русская Правда составляешь здесь 94-ю главу и помещена на л. 451 обор.—обор. 454-го, под заглавием: «Суд Ярославль Володимеричя указъ», которое относится также к уставу о церковных судах В. Князя Владимира. С боку, напротив первой ее статьи, отмечено: «зри въ Новогородской летописи Правда Руская на л. 73 обор.»—Из всех известных мне списков Русской Правды, только один, находящейся в одной Кормчей С. Петербургской Публичной библиотеки, которая здесь хранится в числе рукописей Графа Толстова, имеет одинаковую редакцию с этим списком Князя Оболенского.
Относительно правил, которым я следовал в настоящем издании, считаю нужным заметить следующее: 1) Предполагая сделать еще одно издание Русской Правды с соблюдением всех Филологических и других признаков, находящихся в списках, я по этой самой причине в отношении к предлагаемым здесь четырем спискам довольствовался удержанием только тех особенностей подлинников, которые удобно было исполнить обыкновенными типографскими средствами: таким образом я сохранял без всякого отступления правописание трех первых списков и только в отношении к позднейшему списку Князя Оболенского, писанному весьма неисправно, дозволил себе сделать самые маловажные отступления сообразно с новейшей орфографией, но за то, с другой стороны, нигде не употреблял букв, не имеющих никакого особенного значения в настоящей Русской графике, равно как надстрочных и других знаков, а слова, писанные сокращенно, везде выговаривал и писал вполне для удобности чтения. 2) Разделение каждого из издаваемых здесь списков на статьи сделано мной на основании прежнего моего издания. Такое деление казалось мне полезным удержать и теперь особенно для того, чтоб иметь возможность представить в отдельной таблиц соответственность между статьями каждого из означенных списков; но сверх того в этой же таблице я сделал указание на статьи Синодального списка XIII-го века; изданного Калайдовичем, потому что, как было уже замечено выше, он отличается от всех прочих списков порядком расположения некоторых статей во второй половине текста. 3) Во всех списках, для удобности пользования, я расставил знаки препинания по своему соображению; но как многие места Русской Правды еще и до сих пор остаются неясными, то и не могу поручиться, чтоб эта обязанность издателя была мною исполнена везде удовлетворительно. 4) Слова и буквы, напечатанный в настоящем издании курсивом, означают, что в подлинниках они писаны киноварью.
Н. Калачов