Предисловие книги: Правовое положение ребенка в семье / Сост.: Вишняк В.И.; Под ред.: Любимова А.А., Перель Я.А.; Предисл.: Овсянников Н.Н.; Вступ. ст.: Вишняк В.И. - М., Л.: Учпедгиз, Наркомпрос, 1932. - 136 с. - формат А5 - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

   Настоящий сборник входит в библиотеку под названием «Охрана детства и детское право», имеющую целью дать возможно более полную картину материального, социального и правового положения ребенка в стране советов. Октябрьская революция, ниспровергшая священные устои буржуазного общества с его феодальными пережитками, сняла со старой семьи тот покров лицемерия и предрассудков, которым в течение веков она была окутана, освободила женщину, уравняв на деле ее с мужчиной, и выдвинула на первый план интересы ребенка и его воспитания. Отпала patria potetas (власть отца), перешедшая от римлян в той или иной форме, порой завуалированной, во все гражданские законодательства капиталистических государств. Ребенок стал предметом особого попечения всего общества, которое в свою очередь возложило ряд обязанностей по воспитанию ребенка на его родителей и ближайших родственников. Нелепое, насквозь проникнутое лицемерием, понятие «незаконнорожденного», тяготевшее веками над сотнями тысяч детей, чуждо советскому правосознанию, и внебрачные дети получили те же права, что и «законнорожденные», как в отношении права на содержание и воспитание, так и в отношении наследования, поскольку последнее допускается советским законодательством.

    Семья в буржуазном обществе, построенном на частной собственности средств производства и имущественном неравенстве, отражает частно-хозяйственную структуру этого общества. Вторжение в семью постороннего элемента, могущего разрушить ее замкнутое материальное благополучие, не может быть терпимо. Отсюда — бесправие женщины и матери, брак которой не зарегистрирован и не признан законом. Отсюда — безнравственность внебрачных отношений, в первую очередь для женщины, ибо легкомысленное поведение мужчины вне семьи легко оправдывается буржуазной моралью. Отсюда же клеймо «незаконнорожденного» для ребенка. Существования этого «незаконнорожденного» буржуазная семья не признает, так как он может предъявить свои права на содержание, воспитание и наследование наравне со своими «законными» братьями и сестрами. Круг наследников может неожиданно расшириться, принцип замкнутой семейной собственности может поколебаться и часть накопленного уйдет на сторону. Обобществление земли и орудий производства лишает буржуазную семью её частно-хозяйственной базы. Если нет эксплуатации человека человеком, если нельзя извлекать и накоплять прибавочной стоимости, то нет надобности охранять всей мощью законодательства, религии и морали замкнутый характер семьи. Понятие рожденного вне семьи, понятие «незаконнорожденного» у нас уничтожено. «Законнорожденные» могут не бояться соперничества внебрачного в наследовании.

    Советское государство смотрит на всякого ребенка, безразлично — родившегося ли в зарегистрированном браке или вне его, как на будущего гражданина, необходимого обществу. Оно заинтересовано в том, чтобы этот гражданин вступил в жизнь надлежаще для сего подготовленным, коммунистически воспитанным и с крепкими мускулами. Необходимо этого будущего гражданина соответственно воспитать и обучить. Эту обязанность государство прежде всего берет на себя, но не освобождает от него и семью. Государство заботится о ребенке с самого его рождения, предоставляя матери продолжительный отпуск во время беременности и после родов, помогая ей выкормить ребенка и наблюдая через диспансеры и амбулатории за его ростом и здоровьем. Для тех детей, оба родителя которых заняты производительным трудом, государство предоставляет тысячи яслей и детских домов. Советское государство, введя всеобщее начальное обучение, заставляет родителей силами общественного воздействия, а злостных нарушителей закона — под угрозой уголовной кары, посылать ребенка в школу, где он получает первые навыки самодеятельности и общественности. Позднее оно предоставляет для юношей и молодых девушек огромное количество учебных заведений, как дающих общее образование, так и весьма разветвленно специализированных, обеспечивая большинство учащихся стипендиями и общежитиями. Но государство еще не может целиком взять на себя попечения о содержании и воспитании ребенка. Поэтому оно требует от семьи заботы о ребенке. Семейный кодекс возлагает ряд обязанностей на родителей и» ближайших родственников по содержанию ребенка. В случае, если родители эту обязанность не надлежаще выполняют или злоупотребляют своей властью над ребенком, государство оставляет за собой право отобрать ребенка от родителей и, не освобождая их от материальных тягот по воспитанию, назначить опеку. Грань между рожденными в браке и внебрачными стерта. Оба являются будущими гражданами, оба нужны для социалистического общества, оба должны стать его равноправными членами, одинаково для того подготовленными.

   Поскольку государство не берет на себя целиком забот о ребенке, ребенку нужны родители. Мать, большею частью, — налицо, но отец зачастую «неизвестен». Отсюда — необходимость отыскания отца и требования о признании отцовства, как путем обращения в суд, так и через органы регистрации актов гражданского состояния. Мать еще во время беременности или после рождения ребенка может обратиться в загс с требованием о признании отцовства. В случае спора со стороны лица, на которое указала мать, дело переносится в суд. Отца ребенка могут искать также ближайшие родственнику ребенка, официальные опекуны, лица, у которых он находится фактически на попечении, и органы государственной власти. Отрицание матерью отцовства того или другого лица еще не является доказательством, лишающим суд возможности признать отцовство, ибо дело идет не о защите интересов матери, а об охране интересов ребенка, как полноправного гражданина и ценного в будущем члена общества. В случае, если родители отказываются содержать ребенка, ближайшие к нему лица точно также имеют право потребовать от них исполнения указанной обязанности.

    Обязанность содержать ребенка ложится на обоих -родителей. Если один из родителей этой обязанности не выполняет, другой имеет право через суд обратиться с иском об алиментах. Рожден ли ребенок в зарегистрированном браке или нет, — значения не имеет. Отец, имеющий заработок, должен помогать матери содержать ребенка в том размере, который установит суд в зависимости от его заработка. От обязанности выдавать алименты, если родители живут раздельно и ребенок находится у отца, не имеющего заработка, не освобождается и мать. Поэтому возможен иск отца к матери об алиментах на воспитание ребенка. Ребенок имеет право на содержание до своего совершеннолетия, наступающего по советскому законодательству в 18 лет. Поэтому несовершенно летний, достигший 14 лет, несмотря на то, что он еще не обладает юридической «дееспособностью», может сам обратиться с иском об алиментах к обоим или к одному из родителей. От обязанности содержать ребенка не свободны и ближайшие его родственники в том случае, если этой обязанности не выполняют или почему либо не могут выполнить родители. Если матери не помогает содержать ребенка его отец, она может от деда или бабки ребенка, от его совершеннолетних братьев или сестер потребовать помощи. Потребовать такой помощи через суд может и сам несовершеннолетний в порядке, указанном выше. Для буржуазного правосознания окажется совершенно нетерпимым случай, когда мать, имеющая внебрачного ребенка, не получая алиментов от его отца, скрывшегося от нее или не имеющего достаточного заработка, обращается с исполнительным листом к деду. Ребенок, являясь самоценностью для советского общества, должен иметь близких, которые обязаны его содержать и воспитать, и этими, лицами, конечно, должны быть его родители или ближайшие родственники.

    Как правило, буржуазное законодательство отцовское право ставит выше материнского. Если родители не живут вместе, отец может отобрать ребенка у матери. Советский семейный кодекс такого права за отцом не признает. Воспитание ребенка из права родителей превращается в их обязанность, В случае спора о ребенке между раздельно живущими родителями, вопрос решается судом, который исходит исключительно из интересов ребенка. Ребенок должен остаться у того, кто лучше его воспитает, кто скорее сумеет сделать из него достойного и полезного члена социалистического общества.

    Приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться, что советское законодательство, покончив с предрассудками буржуазной семьи, создало законченную систему «детского права» — понятия, чуждого буржуазной юриспруденции. Настоящее издание имеет целью дать настольное пособие практику-юристу и работнику в области воспитания и охраны детства; одновременно оно может служить обиходным справочником для лиц, нуждающихся в деловых указаниях по вопросам, связанным с защитой прав детей.

 

Н. Овсянников.