Ко 2-му изданию
Решения Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената, вошедшие во второе издание настоящей книги, сличены с печатным текстом кассационных решений по официальным их сборникам, за подлежащие годы, причем исправлены немногие опечатки, замеченные в первом издании. Вместе с тем, просмотрены также решения Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената, последовавшие после первого издания настоящей книги, но в числе их не оказалось вовсе решений, относящихся к вопросам водного права.
В отличие от предыдущего издания, подлинный текст мотивов и суждений Правительствующего Сената, для большей наглядности, выделены из общего текста кассационных решений и отпечатан более узкими столбцами, что должно облегчить пользование настоящей книгой, как справочным изданием.
С.-Петербург. 29 Ноября 1898 года
Область водного права, даже по наиболее существенным вопросам его, весьма скудно освещена действующим у нас законодательством.
Хотя постановления о праве на воды и пользовании ими, как видно из Полного Собрания Законов Российской Империи, начинаются уже с Уложения 1649 года, — однако, как эти постановления, так и все последовавшие за ними узаконения и правительственные распоряжения по означенному вопросу касались права на воды лишь с точки зрения интересов судоходства и сплава, а также ограждения прибрежных владений от подтопа.
Другие стороны водного права и, в том числе, вся обширная область правоотношений, возникающих на почве оросительных и осушительных предприятий почти вовсе не затрагивались нашим законодательством, так что ему и поныне остались чужды даже основы тех правоположений, которые в большинстве иностранных законодательств образуют стройно разработанные системы водного права.
Только за последнее, сравнительно, время потребности оросительного и осушительного дела стали с особенною силою указывать на этот существенный пробел в нашем законодательстве и вызвали со стороны Правительства настойчивый попытки к его восполнению. Результатом этих попыток явилось издание, в конце 1890 года, первого в России специального законоположения о пользовании водами, но только для Закавказского края. Таким образом, за исключением этой окраины, вся обширная область Империи остается, по прежнему, без надлежащей регламентация тех правоотношений, выяснение которых, в законодательном порядке, необходимо для успешного хода оросительных и осушительных предприятий. Вследствие сего предприятия эти и по ныне еще не могут выйти у нас из тесных и случайных границ добровольного и, большей частью, не формального соглашения отдельных лиц, ближайшим образом заинтересованных в означенных предприятиях. Между тем, действительное значение этих предприятий выходит далеко за пределы одних лишь частных интересов, все более и более приобретая общегосударственное значение, и уже поэтому судьба оросительного и осушительного дела во всей Империи не может быть оставлена, по прежнему, в полной зависимости от более или менее ясного сознания отдельными лицами его общественной пользы.
В виду сего урегулирование правоотношений, возникающих на почве означенного дела, и начертание, с этою целью, хотя-бы лишь необходимейших, на первых порах, законодательных правил составляет и в настоящее время предмет не прекращающихся забот Правительства и, в частности ведомства земледелия и Государственных имуществ, которому всего ближе интересы, связанные с возможно скорым осуществлением указанной задачи.
При выработке общих норм закона для целей орошения и осушения земель, за скудным освещением всего вообще водного права в действующем законодательстве, выдвигаются особенно, в качестве вспомогательного материала, те данные, которые установлены в означенной области нашей судебною практикой, в лице ее высшей инстанция — Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената. Различные вопросы права пользования водой, вовсе или недостаточно освещенные действующими законами, нередко восходили на рассмотрение Правительствующего Сената, практика которого по сему предмету если и не дает полной картины юридических отношений, возникающих на почве водного права, то, во всяком случае, разъясняет многие весьма существенные стороны его. При этом, хотя и судебная практика останавливалась, почти исключительно, на вопросах, связанных лишь с интересами судоходства, сплава и вододействующих заведений, тем не менее разъяснения ее и в этой области имеют весьма существенное значение для вопросов орошения и осушения земель, так как, обсуждая тот или иной практически случай, Правительствующей Сенат часто высказывал в своих решениях и более общие замечания, в разъяснение основных принципов водного права. Таковы, между прочим, те суждения Правительствующего Сената, коими устанавливается понятие о праве на воды и его пределах, в зависимости от различных естественных условий течения воды и нахождения ее в границах одного или нескольких владений, а также от причисления ее к категории судоходных или сплавных путей. Далее, такое же принципиальное значение имеют и некоторые из тех разъяснений Правительствующего Сената, в коих определяются основные признаки участия частного по отношению к водному праву и обусловливаемый им ограничения этого права в силу самого закона или частных соглашений. Наконец, не менее существенными для уяснения действительной природы водного права являются и те данные кассационной практики, которые были вызваны хотя и косвенно лишь относящимися к этому праву вопросами, но по поводу которых Правительствующий Сенат находил нужным преподать указания, непосредственно входящие в означенную область, как например, о правоотношениях, возникающих в применении к водному праву, из общего юридического начала принадлежности одной вещи к другой, о действия давности в отношения пользования водами, о применения норм обычного права и т.д.
Все вышеозначенные вопросы имеют частью непосредственное, частью косвенное значение также и для определения правоотношений собственников земли в интересах оросительных и осушительных предприятий. Поэтому систематическое сведение в одно целое означенного материала является необходимым условием для выяснения тех юридических воззрений на право пользования водой, которые уже успели сложиться у нас в судебной практике по сему предмету.
Выше указывалось на то, что решетя Правительствующего Сената касались, преимущественно, лишь тех вопросов водного права, с которыми связаны, с одной стороны, интересы судоходства и сплава, а с другой — вододействующих заведений, и лишь отчасти ими затронуты и другие вопросы водного права. Сообразно сему, и заключающейся в настоящем сборнике материал подразделен на три главы: в первой из них приведены те решения Правительствующего Сената, коими разъясняется вопрос о праве на воды и ограничениях его в интересах участия общего; во второй главе изложены разъяснения, которые относятся к ограничению права на воды в интересах участия частного, и, наконец, в третьей и последней главе помещены те, сравнительно особняком стоящие, решения, которые, не подходя ни под первую, ни под вторую из вышеуказанных категорий, затрагивают, однако, существенные вопросы водного права и, таким образом, дополняют общий очерк его. Смотря по степени специального интереса отдельных вопросов, рассматриваемых в том или другом решении, оно приводится в большей или меньшей полноте, но, во всяком случае, с возможным сохранением подлинного его текста.
Для облегчения необходимых справок, в конце сборника приложен хронологический указатель цитированных решений Правительствующего Сената.
С.-Петербург. 15 Декабря 1896 года.