ПРЕДИСЛОВИЕ.
Государственному аппарату, как элементу государственной власти, Ленин придавал чрезвычайно важное значение. Накануне Октябрьского переворота в то время, как все силы партии и пролетариата направляются на подготовку вооруженного восстания, Ленин пишет брошюру «Удержат ли большевики государственную власть», посвященную проблемам государственного аппарата. Придавая столь важное значение государственному аппарату для осуществления и проведения диктатуры пролетариата, Ленин боится, что неправильное понимание природы государственного аппарата может толкнуть отдельные кадры пролетариата на ошибки и поражения. Он намечает в этой работе основные вехи в области государственного строительства пролетариата, разъясняет значение государственного аппарата и его социальную природу, а также дает директиву, как должен поступить пролетариат со старым государственным аппаратом помещиков и буржуазии на другой день после захвата государственной власти.
Просматривая статьи и речи Ленина, написанные после Октябрьского переворота, можно с уверенностью сказать, что не было ни одного его крупного выступления, в котором бы он в той или иной степени не коснулся проблем советского государственного» аппарата. Последние же его статьи («Как нам реорганизовать Рабкрин», «Лучше меньше, да лучше») исключительно посвящены государственному аппарату. В них он очень остро ставит вопрос о значении для власти пролетариата в настоящий момент государственного аппарата: удержать в дальнейшем государственную власть пролетариат сможет лишь при условии, что он правильно построит свой государственный аппарат. «Мы стоим, таким образом, в настоящий момент», — писал он, — «перед вопросом: удастся ли нам продержаться при нашем мелком и мельчайшем крестьянском производстве, при нашей разоренности, до тех пор, пока западноевропейские капиталистические страны завершат свое развитие к социализму». И отвечал на этот вопрос: «Лишь посредством максимальной чистки нашего аппарата, посредством максимального сокращения всего, что не абсолютно необходимо в нем, мы в состоянии будем удержаться наверняка».
Основным элементом в составе государственного аппарата Ленин считает людской состав. Это видение социальной природы государственного аппарата является характернейшей чертой ленинского учения о государственном аппарате. Из этого понимания природы государственного аппарата вытекает лозунг: разбить старую государственную машину, т.е. заменить прежний людской состав государственной машины новым, ибо господствующий класс из своих недр выделяет людской состав государственного аппарата и наиболее целесообразно по отношению к своим задачам и своей политике организует их.
Умелый подбор и распределение людей и конструирование государственных учреждений — в этом основная организационная задача партии и советской власти. Основными руководящими центрами в государственном аппарате пролетариата являются советы, съезды и исполнительные комитеты. Отсюда явствует, какое исключительное значение занимает вопрос о> подборе людей и конструирование этих узловых сплетений нашего государственного механизма. Избирательное право является тем организующим началом, при помощи которого подбирается людской состав советов, съездов и исполнительных комитетов.
Характернейшей особенностью советского государственного аппарата является непосредственная связь его с производственными единицами и массами трудящихся. Советское избирательное право отражает в себе полностью эти две основные черты государственного аппарата пролетариата, стремясь при помощи социальных норм закрепить те социальные отношения, которые связывают государственный аппарат с производственными единицами и втягивают трудящиеся массы: в управление.
Недостатки и несовершенства в нашем государственном аппарате, которые так тревожили Ленина, особенно в последние годы его жизни, отразились ив нашем избирательном праве. «Государственный аппарат», — писал он, - «очень часто работает против нас... Вырывается машина из рук: как-будто бы сидит человек, который ею правит, а машина едет не туда, куда ее направляют... Машина едет не совсем так, а очень часто совсем не так, как воображает тот, кто у руля этой машины сидит». (Собр. сочин., т. XVIII, ч. 2.). Партия восприняла, завет -Ильича о необходимости внимательно относиться к государственному аппарату, следить за тем, что происходит внутри его, и вовремя направлять свои усилия на его исправление. На XII Съезде партии Сталин в организационном докладе ЦК говорил: «Если мы его, т.е. государственный аппарат, не исправим, то одной лишь правильной политической линией мы не уйдем далеко: она будет искажена, получится разрыв между рабочим классом и крестьянством. Получится то, что хотя мы и у руля, но машина не будет подчиняться. Выйдет крах».
Последующие годы выдвинули перед партией особенно ярко проблему о взаимоотношении между пролетариатом и крестьянством, как в области экономической, так и политической. Следуя заветам Ленина, партия наметила решение обеих задач: приспособить промышленность к крестьянскому хозяйству и вовлечь широкие массы крестьянства в государственный аппарат. Вторая задача решалась на грани 1924 и 1925 годов. Самая постановка ее была вызвана недостатками в нашей избирательной системе: людской состав низового государственного аппарата не соответствовал своему назначению; необходимо было принять решительные меры к замене его новым составом. Избирательная Инструкция ЦИКа СССР от 16/1-25 г. имела своей задачей при помощи ряда изменений, вносимых в практику нашего избирательного права, изгнать из нашего» государственного аппарата негодный элемент, заменив его новым, который смог бы проводить реально' в жизнь мероприятия, укрепляющие союз пролетариата с крестьянством. Эта последняя задача в полной мере еще не решена. В силу этого< перед работниками партии и работниками советских учреждений выдвигается насущная задача: изучать наше избирательное право, накоплять и учитывать опыт в области конструирования Советов, наблюдать выдвижение при помощи избирательного механизма новых организаторских сил, втягивание в управление широких масс, укрепление постоянной и тесной связи между депутатами и избирателями и т.п.
Настоящая работа С.М. Бродович является прекрасным пособием по ознакомлению с советским избирательным правом. Автор отбрасывает ненаучные и технически малопригодные понятия буржуазной юриспруденции в области теории избирательного права и дает самостоятельную, очень интересную попытку построения новых категорий, т.е. отправных точек изучения избирательной системы. Эти отправные точки изучения (круг избирателей, избирательные единицы, распределение депутатских мандатов, взаимоотношения депутатов и избирателей, порядок проведения выборов применимы и при изучении буржуазного избирательного права, но они имеют особую ценность при рассмотрении советского избирательного права, из наблюдения и изучения которого они и возникли.
С.М. Бродович на ряду с интересной попыткой теоретического осмысливания советской избирательной системы дает богатый фактический материал из практики нашего избирательного права. Ценность этих данных особенно увеличивается, если принять во внимание, что архивная проработка и систематизация материалов по Советскому строительству у нас находится в самом зачаточном состоянии и что советская политическая и административная статистика не многим превосходит нашу архивную разработку.
Насущная необходимость в подобном руководстве по советскому избирательному праву и талантливая проработка темы создают уверенность, что книжка С.М. Бродович найдет многочисленных читателей не только в центре, но и на отдаленных окраинах нашего Союза.
Д. Магеровский